Падение потока авто через границу снизило аварийность на трассах Северо-Запада

Автор фото: Тихонов Михаил

Скоростные магистрали требуют особых условий содержания и быстрого реагирования на внештатные ситуации. Тем не менее аварии на них всё же случаются, что приводит к огромным пробкам.

Одна из последних крупных аварий на скоростных магистралях произошла 26 февраля на трассе М–11 в Новгородской области. Столкновение двух грузовиков по цепочке спровоцировало несколько других ДТП. В общей сложности столкнулись более 40 автомобилей. В итоге скопилась пробка длиной 4 км. Были организованы съезды на бесплатную дорогу М–10, на месте аварии обустроены пункты обогрева водителей. Движение из Санкт–Петербурга в Москву оставалось заблокированным несколько часов.
Несмотря на общую тенденцию снижения дорожно–транспортных происшествий по всей стране, их уровень остаётся достаточно высоким — каждое 11–е ДТП в 2022 году, а это более 12 тыс. аварий, привело к смертельному исходу. Такими данными не так давно поделились специалисты Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России.
Согласно статистике, в прошлом году число ДТП на территории страны сократилось на 5%, число погибших в них — на 4,7%, раненых — на 4,9%. На платных автодорогах было совершено 648 аварий (–2,6%), где погибли 117 (–10%) и ранены 912 (+4,9%) человек.
"Сокращение транспортного сообщения с сопредельными государствами в северо–западной части страны, вероятно, способствовало общему снижению аварийности в Северо–Западном федеральном округе. Количество ДТП сократилось на 13%, число погибших — на 13,4%, раненых — 12,4%", — говорится в отчёте НЦ БДД.
Однако основной причиной совершения ДТП по–прежнему остаётся несоответствие скорости конкретным условиям движения. В связи с этим именно там, где водителям хочется нажать на газ, — на скоростных магистралях — уделяется большое внимание как мерам предотвращения ДТП, так и мерам реагирования на них.

Мозги для управления

Базой для обеспечения безопасности на магистралях является автоматизированная система управления дорожным движением, более известная как АСУДД. На Западном скоростном диаметре (ЗСД), например, она включает в себя более 800 камер видеонаблюдения, датчиков скорости движения, собственных метеостанций и т. д. С помощью табло переменной информации, также входящих в АСУДД, водителей оповещают о происшествиях, дорожных условиях, производстве работ на трассе. Также в этом помогает мобильное приложение "Ваш ЗСД 2.0", навигационные сервисы.
"Мозгом" ЗСД является Центр управления дорожным движением, где в режиме 24/7 работают диспетчерская служба и собственная служба дорожных инспекторов. В главном диспетчерском зале ЗСД на видеостене транслируется изображение, получаемое с камер, производится непрерывный мониторинг дорожной ситуации.
"Диспетчеры в круглосуточном режиме выявляют факторы опасности, максимально оперативно информируют участников движения, управляют транспортным потоком, меняют скоростной режим, взаимодействуют с экстренными службами и правоохранительными органами и прочее", — рассказали "ДП" в пресс–службе компании "Магистраль Северной столицы" (оператор ЗСД).
Чаще всего диспетчер обнаруживает внештатную ситуацию, куда входит и ДТП, в пределах минуты, максимум двух. Прибытие на место дорожного инспектора занимает не больше 15 минут, а по факту чаще всего до 10 минут. Дальше дело уже за службами: как магистрали, так и городскими.
К слову, одним из основных источников информации наряду с видео и его анализом с помощью искусственного интеллекта для диспетчеров стали и сами водители, которые по короткому номеру сообщают о внештатных ситуациях на ЗСД.
Перекрытие движения из–за ДТП на ЗСД происходит крайне редко. В помощь тот факт, что это внутригородская магистраль и все службы могут добраться до места происшествия достаточно оперативно. Освободить проезжую часть получается быстрее, чем принимать более радикальные меры, например перепускать движение, что небезопасно. Но если происходят очень серьёзные происшествия, то у МСС есть регламенты по закрытию заездов на магистраль и информированию водителей, чтобы транспортные средства не накапливались.
"Беспрецедентный уровень оснащённости магистрали и корректное функционирование АСУДД позволяют ЗСД являться одной из самых безопасных трасс своего класса в России", — отметили в МСС.
Стараются на ЗСД минимизировать и число ДТП в местах производства различных ремонтных работ. Существует специальный отдел по выгораживанию таких мест, чтобы не отдавать этот вопрос на откуп подрядчикам и разным подразделениям. Там работают люди с высокой квалификацией и пониманием дорожной ситуации. Помимо этого в МСС есть своя аналитическая служба, которая знает и умеет прогнозировать транспортную нагрузку в каждой полосе каждого участка ЗСД в каждый час каждого конкретного дня года. Планирование работ происходит только с ними.
Свои центры управления движением с АСУДД есть и на платной трассе М–11 "Нева", в том числе и на так называемых петербургских седьмом–восьмом этапах. И свои регламенты реагирования на внештатные ситуации. Информацию о них оператор "Магистраль двух столиц" получает либо с камер, либо от патруля аварийных комиссаров, либо от автомобилистов. Участников дорожного движения оповещают с помощью динамических информационных табло, к местам происшествий направляют аварийного комиссара, службу ликвидации последствий ДТП и при необходимости аварийно–спасательные службы.
"Перепуск движения осуществляется в случае чрезвычайной ситуации после оценки времени, которое потребуется на ликвидацию последствий ДТП. Для этого дорожники организовывают временную схему движения, а при необходимости оперативно разбирают барьерное ограждение на разделительной полосе для пропуска транспорта через встречную полосу. Информация о перепуске незамедлительно появляется на табло, чтобы водители узнали об этом заранее", — прокомментировали "ДП" в "Магистрали двух столиц".
Там также отметили, что весной проводили соответствующие учения, в которых как раз отрабатывались действия по ликвидации последствий ДТП с разбором барьерного ограждения. Поскольку в противном случае, по легенде учений, на устранение ситуации ушло бы больше 12 часов.

Привязка к скорости

Важно понимать, что М–11 и ЗСД — это скоростные трассы, где идёт непрерывное движение на высоких скоростях. Местами на М–11 разрешено ехать даже со скоростью 130 км / ч. Поэтому меры реагирования на аварийные ситуации здесь кардинально отличаются от тех, что существуют, в частности, на улично–дорожной сети, говорит руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослав Данилов.
"Нужно оценивать целесообразность внедрения схожих мер на других дорогах. Например, на городских магистралях такой целесообразности нет: здесь скорости не такие высокие и ДТП носят другой характер. К тому же в городе экипажи ДПС могут приезжать быстрее, на той же М–11 такой возможности нет. Существующих мер достаточно. Если говорить про другие трассы, то было бы здорово, если бы скорость реагирования на ДТП была выше, чем сейчас. Чтобы этого достигнуть, необходимы определённые бюджеты, которых зачастую нет. Но когда речь идёт о безопасности людей, пожалуй, стоит эти деньги найти. В любом случае подобная работа стоит денег", — прокомментировал "ДП" Данилов.
Как отмечает транспортный инженер Дмитрий Баранов, объём и характер мер профилактики и оперативной ликвидации последствий ДТП, безусловно, связаны с классом дороги и режимом движения на ней. Объективно, что опасность автотранспорта сильно зависит от скорости, поэтому на скоростных требуются особые меры.
"Но эти же меры должны быть и на других дорогах подобного класса, не только платных. Правда, для государственных служб это уже вопрос политики и мотивации", — считает эксперт.
К слову, КАД Петербурга, которая является федеральной государственной трассой А–118, при строительстве стала пионером в области внедрения АСУДД в регионах Северо–Запада. Магистраль и сейчас остаётся одной из самых обустроенных умными системами федеральной трассой.
"Рост трафика, необходимость более оперативно реагировать на любые инциденты, в онлайн–режиме влиять на дорожную обстановку, повышать уровень безопасности требовали от нас дальнейшего развития. Поэтому мы реализовали мероприятия по модернизации системы АСУДД на КАД", — говорил в апреле 2023 года начальник отдела содержания АСУДД ФКУ Упрдор "Северо–Запад" Кирилл Бобров.
За последние 2 года были установлены 204 дополнительные статические обзорные видеокамеры, пять опор со знаками переменной информации и системой фотовидеофиксации нарушений скоростного режима. Последняя уже показала свою эффективность — с августа 2022 года по февраль 2023–го количество нарушений планомерно снижалось более чем с 11 тыс. до 1 тыс. в день.
Однако на КАД нет своей службы аварийных комиссаров, которая есть на платных магистралях. Как пояснили в ФКУ, если произошло мелкое ДТП, при котором повреждённые машины движению не мешают, то участники вызывают ГИБДД самостоятельно. Если полосы заняты и образуется затор, то дорожники оперативно передают информацию в ГИБДД, чтобы на место прибыли сотрудники и оформили аварию. Если произошло ДТП, в котором, возможно, есть пострадавшие, заняты полосы движения, повреждены элементы обустройства дороги, по проезжей части разбросаны детали, то об инциденте сообщается в службу 112, МЧС, ГИБДД, на место аварии направляют представителей эксплуатирующей подрядной организации для очистки проезжей части.
По мнению Святослава Данилова, на КАД имело бы смысл ввести такие же меры предупреждения и реагирования на внештатные ситуации, как и на платных трассах. Поскольку здесь достаточно высокая скорость движения, вызывающая соответствующие ДТП.