Умничать необязательно: среднее специальное образование стало суперпопулярным

Автор фото: ТАСС

Петербург столкнулся с необычно высоким спросом выпускников школ на среднее профессиональное образование вместо высшего. Растёт и доля "платников": за свой счёт в колледжах сегодня учится уже каждый третий.

По официальным данным, студентов вузов в Петербурге вдвое больше, чем получающих среднее профессиональное образование (СПО). По данным Минпросвещения РФ, в 2022 году число заявлений на поступление в городские государственные и муниципальные СПО всех форм обучения выросло по сравнению с 2017 годом в 2,3 раза, до 149 тыс. А общее число обучающихся в них выросло на 22%, до 114 тыс. В минувшем году на одно учебное место в них претендовали в среднем 3,7 абитуриента против двух в 2017–м.
Система образования реагирует на этот спрос: доля платного обучения в СПО за 5 лет увеличилась с 23 до 28%. То есть сегодня почти каждый третий учащийся колледжа оплачивает своё образование. По оценке сервиса "Навигатор абитуриента", в 2022 году учёба в колледжах Петербурга обходилась в 60–205 тыс. рублей в год. В 2023–м эта вилка, как ожидается, составит 72–165 тыс.

Монетизировать навыки можно быстрее

Государственный курс на сокращение числа выпускников вузов был взят несколько лет назад и, похоже, начал приводить к результату. По прогнозу социально–экономического развития Петербурга (в редакции от 2021 года), в 2022–м число мест в СПО должно было составить 95,6 тыс. — на 20% меньше, чем их оказалось по факту. Но даже по заниженной оценке Смольного, через 12 лет количество этих мест должно составить минимум 128 тыс. По оценке экспертов ВШЭ, выбор СПО стал вынужденным шагом для школьников по нескольким причинам. Доступ к высшему образованию снижается в том числе из–за сокращающихся экономических ресурсов их семей. Колледжи стали выступать альтернативой вузам как способ быстрее и дешевле получить профессиональные навыки, которые можно быстро монетизировать.
Кроме того, в прошлом году началась трансформация отечественной промышленности, которая стала массово налаживать выпуск собственной продукции взамен ушедшего импорта. По официальным данным, в 2022–м в Петербурге открыли 26 новых производств, линий и промышленно–логистических комплексов. А на одних лишь верфях города строится 60 кораблей и судов.
По озвученным ранее оценкам Смольного, промышленности города не хватает 10 тыс. человек. К примеру, потребность только Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) в персонале на 2023 год оценивается примерно в 3 тыс. человек, из них 1,5 тыс. — в Петербурге. Зачастую этот вопрос решается за счёт перемещения работников между предприятиями корпорации, сообщили в ОСК.
По данным комитета по труду и занятости Санкт–Петербурга, машиностроительной отрасли города не хватает 4,8 тыс. человек, лёгкой промышленности — примерно 1,1 тыс. При этом средняя зарплата инженера–технолога за год выросла на 18%, слесаря механосборочных работ — на 46%, операторов станков с ЧПУ — на 42%, отмечают в комитете. Некоторые заводы готовы платить рабочим уже не десятки, а сотни тысяч рублей в месяц (см. материал "Воротнички подорожали" на стр. 6). Одновременно с этим в городе вырос спрос и на профессии в сервисе. Скажем, в условиях падающего рубля и практически закрытых границ в стране стал активнее развиваться внутренний туризм.

Миллион специалистов за 5 лет

Повышенное внимание к системе СПО связано и с размытыми намерениями государства в отношении высшего образования. Прежде всего из–за инициативы повышения нижнего порога призывного возраста с 18 лет до 21 года. Параллельно дан старт и очередной образовательной реформе в виде возможного отказа от Болонской системы. Если эксперимент признают удачным, высшее образование как минимум по сроку обучения почти сравняется с СПО. Кроме того, для поступления в вуз требуется подготовка к ЕГЭ, а в случае непоступления на бюджет образование обходится значительно дороже, чем в колледже. Кстати, и там и там уже зафиксирован самый высокий конкурс на направления, которые появились для удовлетворения растущего спроса на рынке труда за последнее время. Например, IT, информационная безопасность или промышленный дизайн.
И ещё один звоночек для вузовской системы — инициатива Госсовета Татарстана, который предложил Госдуме восстановить советскую систему распределения кадров после окончания вуза. Речь идёт об установке трёхлетнего обязательного срока работы по специальности для всех выпускников бюджетной формы обучения.
Курс на развитие СПО не так давно подчеркнул и президент России, заявивший в феврале о необходимости подготовить в ближайшие 5 лет 1 млн специалистов рабочих профессий. "Задача конкретная: подготовить специалистов рабочих профессий электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России", — сказал Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию. Ответной реакции долго ждать не пришлось: власти Петербурга заявили об увеличении на 2 тыс. бюджетных мест в СПО в 2023/24 учебном году, из них 500 будут открыты при вузах. С 2021 года в Смольном говорят и о намерениях построить в Парголово суперколледж площадью 50 тыс. м2. Как сообщил губернатор Александр Беглов, открыть его планируется в 2026 году.

Оплачивают в основном родители

Впрочем, ждать деградации вузов города тоже не приходится. Количество желающих поступить в государственные высшие заведения Петербурга, по данным Минобрнауки, увеличилось в 1,9 раза: число поданных заявлений в 2022 году достигло 927 тыс. При этом претендовать на высшее образование в культурной столице с каждым годом становится всё сложнее: конкурсные показатели с 5,8 кандидата на одно место несколько лет назад взлетели до 10,4. Но темп прироста образовательных мест в вузах всё же вдвое ниже, чем в СПО: с 2017 по 2022 год студентов стало больше всего на 11% (301 тыс.). Как отмечают эксперты, половина учащихся петербургских вузов — иногородние, то есть город по–прежнему привлекает поступающих со всей страны. А вот в системе СПО профессию получают в подавляющем большинстве местные жители.
Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то доля "платников" в вузах сегодня составляет 45% (по сравнению с 48% в 2017–м), то есть за деньги в прошлом году высшее образование получал почти каждый второй. При этом сразу по нескольким профессиям, модным в последние годы, "платников" вузы выпускали больше, чем требовалось экономике. Как результат, по специальности трудоустраиваются не более половины.
Государство ведёт подробную статистику источников оплаты высшего образования, от кошелька родителей и целевого обучения (когда за студента платит бизнес) до образовательных кредитов. Согласно ей, основная финансовая нагрузка ложится на семью. Из общего количества платных договоров в 2022/23 учебном году на оплату обучения родителями пришлось 92%. Год назад этот показатель составлял 95%. Средняя стоимость обучения в вузах города сегодня составляет 350 тыс. рублей в год.
На промышленных предприятиях значительно возрос выпуск продукции, отсюда возникла и острая кадровая потребность. Причём если раньше у нас было условно восемь сотрудников на 10 рабочих мест, то теперь примерно на 15 новых вакансий приходятся всё те же восемь человек. Кадровый дефицит — тенденция, которая стала особенно остро ощущаться с началом пандемии не только в машиностроении. В настоящее время мы нуждаемся в представителях рабочих специальностей: оператор станка с ЧПУ, токарь, фрезеровщик и другие. В прошлом году получили лицензию на осуществление образовательной деятельности. За это время уже подготовили несколько групп специалистов, часть из них трудоустроена на предприятии. Для обучения персонала у завода есть всё необходимое: производственная база, оснащение, отработанные технологии. И самое главное — профессионалы высокой квалификации, которые могут и хотят передать накопленный опыт новичкам. Также весной 2023 года "Армалит" стал участником проекта "Петербург заводской" по популяризации промышленности, инициированного комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле. Благодаря ему планируется частично закрыть вакантные места на производстве. Если сложить все затраты (амортизация, зарплата наставника, стипендия ученика, материалы), то с нулевого уровня до подготовки специалиста нужной квалификации требуется порядка 3 лет и 500 тыс. рублей.
Николай Рогачёв
директор по персоналу АО "Машиностроительный завод “Армалит”"
Мы видим бум спроса на среднее профессиональное образование. И начался он не сегодня. Кривая спроса будет нарастать, а в высшем образовании — снижаться. Баланс будет достигнут лишь к 2035 году. Одна из причин — социально–экономическое положение семьи. Считается, если у обоих родителей высшее, то и для ребёнка не может быть иначе. Плюс разница в стоимости обучения: сравните, какие расходы берут на себя семьи, если можно получить профессию после 3–4 лет обучения сразу после 9–го класса. И пойти работать, помогая семье. Или продолжить обучение в школе в 10–м и 11–м классах, а это подготовка к ЕГЭ. И затем попытаться поступить на бюджетное место в вуз, потратить там ещё 4–5 лет. Другой момент: в системе СПО проще сменить направление обучения. В вузах так сделать сложнее и дороже. И когда студент на втором или третьем курсе понимает, что ошибся с выбором, это большая трагедия. Сегодня много профессий, не требующих диплома о высшем образовании. И много направлений, на которые не нужен школьный аттестат с отличием (но потребуется для обучения на бюджете). Система среднего профессионального более мобильна к вводу новых специальностей, у нас это занимает около года. К нам идут и бывшие выпускники вузов для переподготовки и получения навыков. Здесь тоже экономический фактор: в вузе придётся потратить несколько лет и условный 1 млн рублей, у нас — год–два и 100 тыс. рублей.
Анна Дочкина
декан факультета среднего профессионального образования СЗИУ РАНХиГС
Наши резиденты постоянно испытывают кадровый дефицит. Для работы на современном высокотехнологичном (например, фармацевтическом) производстве требуются высококвалифицированные кадры. Резиденты самостоятельно готовят кадры как на кафедрах вузов, так и в профориентационной работе со школьниками. На сегодня число вакансий у крупнейших резидентов исчисляется не одним десятком — в среднем от 30 до 100 и даже более вакансий одномоментно.
Тамара Рондалева
генеральный директор АО "Особая экономическая зона “Санкт–Петербург”"
В нашей стране, наверное, самая большая доля людей с высшим образованием. С одной стороны, это хорошо. С другой — для развития экономики плохо, потому что люди стремятся в региональные центры, у них больше амбиций и выше требования к зарплате. Высшее образование доступно уже давно, отсюда и смещение баланса интереса в его сторону. В итоге ситуация привела к сегодняшнему дефициту на рынке труда подготовленных, профессиональных рабочих кадров. У нас проблема с позиционированием среднего образования, над этим надо работать. И две системы — высшее и среднее — должны развиваться вместе, без перекосов.
Елизавета Троянова
директор Центра карьер Высшей школы менеджмента СПбГУ