Портовый парадокс: стивидоры Северо–Запада нарастили прибыль вопреки санкциям

Автор фото: "ДП"

Санкции и падение грузопотока через порты Северо–Запада не помешали большей части стивидоров региона сохранить финансовую устойчивость, а многим даже поставить рекорды по обороту и прибыли.

Почти все крупные операторы терминалов порта Усть–Луга по итогам 2022 года оказались в плюсе, в частности хорошо заработали угольщики. Выручка ООО "Новые коммунальные технологии" (НКТ), управляющего терминалом "Юг–2", по данным финансовой отчётности компании, в 2022 году составила 9,5 млрд рублей, что незначительно меньше результата 2021 года. При этом чистая прибыль выросла до 3,44 млрд рублей — почти в 4,7 раза.
Ранее "Новые коммунальные технологии" принадлежали Илье Траберу (№ 129 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022), но в 2021 году он продал актив ООО "РусХимАльянс" одному из строителей комплекса по переработке этансодержащего газа близ Усть–Луги. Покупатель планирует переоборудовать мощности "Юг–2" под хранение продукции с перспективного завода, однако до введения предприятия в строй ещё несколько лет, в которые НКТ может продолжать выполнять свои изначальные функции по перевалке угля.
Выдающиеся результаты показывает управляющееся Уральской горно–металлургической компанией АО "Ростерминалуголь" — самый большой угольный стивидор Балтики. Несмотря на падение грузопотока на 11,5% (с 24,4 млн тонн по итогам 2021 года до 21,6 млн в прошлом), предприятие почти в 2,2 раза нарастило выручку — с 10,7 млрд до 23,3 млрд рублей, а чистую прибыль удалось увеличить более чем в 2,6 раза — с 6,4 млрд до 17,1 млрд рублей.
Не приходится жаловаться на финансы и нефтяным терминалам. АО "Усть–Луга Ойл" (наполовину принадлежит ООО "Транснефть — Балтика", остальная часть почти в равных долях распределена между ООО "Толинг" миллиардера Андрея Бокарева и кипрским офшором) год к году увеличило выручку на 9%, а чистую прибыль на 7,5% — до 31,5 млрд и 22,3 млрд рублей соответственно. ООО "Портэнерго", переваливающее сжиженные углеводороды и светлые нефтепродукты, нарастило выручку на 7,9% — до 4,98 млрд рублей, а чистую прибыль почти на треть — до 1,59 млрд.
Самый крупный игрок региона — ООО "Новатэк — Усть–Луга" — увеличил оборот почти на четверть — с 297,8 млрд рублей по итогам 2021 года до 367 млрд. Но он же оказался единственным из тяжеловесов, потерявших в чистой прибыли. Она сократилась на 15% — с 33 млрд до 28 млрд рублей.
Единственным заметным стивидором, явно проигравшим в 2022 году, оказался лесной терминал "Фактор". Выручка оператора снизилась почти на треть — с 349,8 до 236,6 млн рублей. Чистый убыток же многократно вырос в сравнении с и так не самым успешным 2021 годом — с 8,2 млн до 178,8 млн рублей.
Ещё с 1 января прошлого года правительство России ввело заградительные экспортные пошлины и частичный запрет на вывоз необработанного леса и лесоматериалов. А "антисанкционное" постановление № 313, выпущенное в марте 2022–го, полностью запретило отправку щепы и необработанного леса в недружественные страны. Так что плачевные результаты единственного специализированного лесного терминала на Балтике не вызывают удивления.

Контейнеры подвисли

Судя по всему, наличие мощностей для перевалки угля также помогло пережить пик санкционного кризиса и АО "Усть–Лужский контейнерный терминал", которое входит в обойму активов Global Ports. В 2022 году оборот компании составил 2,7 млрд рублей, а чистая прибыль — 741,5 млн, что является абсолютным рекордом для стивидора. Относительно 2021–го выручка выросла на 65,6%, а прибыль — в 5,6 раза.
Контейнеропоток через терминал просел существенно меньше, чем у других стивидорных организаций GP на Балтике, но это скорее результат низкой базы. За 2022 год терминал обработал 18 тыс. TEU — на 38,2% меньше, чем в 2021–м, а в масштабе четырёх специализированных контейнерных терминалов в собственности GP — менее 2% от общего.
При этом контейнерные терминалы Большого порта Санкт–Петербург, который потерял в 2022–м 37,5% грузопотока, чувствуют себя гораздо менее уверенно, но и их, судя по отчётности, пока рано списывать со счетов.
Больше всех проиграл терминал "Петролеспорт", входящий в GP, который потерял в 2022 году 2/3 контейнерного потока. Выручка стивидора сократилась почти наполовину — с 7,4 млрд до 3,9 млрд рублей, а чистый убыток по итогам года составил 2,45 млрд. В 2021 году чистая прибыль компании превышала 1,5 млрд рублей.
Но, несмотря на рекордно низкий финансовый оборот, прошлый год не стал худшим в истории организации. Например, за 2018 год "Петролеспорт" получил 5,78 млрд рублей чистого убытка при обороте 5,2 млрд.
Похожая картина и у других активов Global Ports в Большом порту. "Первый контейнерный терминал" сократил выручку на 46,5% — до 3,6 млрд рублей, но сумел не уйти в минус, показав 750 млн рублей чистой прибыли, что всё равно почти в 3,8 раза ниже результата 2021 года. Сравнительно небольшой "Моби Дик" сохранил оборот на уровне 285 млн рублей, но нарастил убыток в несколько раз относительно 2021 года — с 36,2 млн до 113,4 млн рублей.
Примерно в такой же ситуации находятся и остальные крупные (по крайней мере в прошлом) контейнерные игроки — КТСП, "Нева–Металл", ООО "Феникс" и другие. Но двум мелким по меркам Большого порта стивидорам удалось себя проявить.
ООО "Терминал Святого Петра" показал лучший год в своей истории, получив 956 млн рублей выручки и 56,8 млн чистой прибыли. Также собственную планку перепрыгнуло ООО "Терминал Морской рыбный порт", нарастив выручку на 23,6% — с 1,44 млрд до 1,78 млрд рублей, а чистую прибыль с околонулевых значений за 2021 год до 76,9 млн рублей по итогам минувшего. Оба стивидора заточены под обработку рефрижераторных контейнеров.

Был бы спрос

Компании в других портах Ленобласти также демонстрируют завидные результаты. Запустившийся в 2019 году оператор завода "Новатэка" по сжижению природного газа ООО "Криогаз–Высоцк" на 62,5% увеличил выручку и удвоил чистую прибыль — до 40,1 млрд и 26,4 млрд рублей соответственно. ООО "Приморский торговый порт", один из главных нефтяных игроков, нарастил оборот с 11,5 млрд до 14,2 млрд рублей, а чистую прибыль — с 6,2 млрддо 7,4 млрд рублей (на 23,5% и 18,9% соответственно).
ООО "Порт Высоцкий", угольный стивидор порта Высоцк, увеличил выручку на 66% — с 2,2 млрд до 3,7 млрд рублей, а чистую прибыль — сразу в 8,4 раза: с 195,7 млн до 1,65 млрд рублей.
Вряд ли за этими результатами также скрывается какой–то секрет — энергоресурсы из России почти весь прошлый год отправлялись стабильно по всему миру. Нефть и уголь, вывозившиеся из Усть–Луги, Приморска, Высоцка, охотно, с приятными дисконтами принимали новые азиатские партнёры, а европейцы также не упускали возможности заполнить склады топлива в преддверии эмбарго.
При этом если уже в текущем году можно ожидать спада в перевалке угля и нефти по некоторым направлениям, то сжиженный природный газ, который не находится пока ни под какими санкциями, скорее всего, продолжит стабильно отправляться как в недружественные страны Европы, так и покупателям Азии.

Колея проложена

По мнению ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, финансовая устойчивость операторов терминалов обусловлена несколькими факторами. Во–первых, в портах Северо–Запада установлены благоприятные тарифы, компенсирующие эффект от внешних ограничений. Во–вторых, сам бизнес не сидит сложа руки и повышает собственную эффективность, одновременно сокращая издержки. Также компании могли найти дополнительные источники заработка.
Вероятнее всего, в 2023 году работа портов Северо–Запада и операторов в них пройдёт так же, как и в 2022 году, ведь ограничения не снимаются, замечает аналитик. "Будут формироваться новые маршруты в другие регионы мира, начнут работу новые перевозчики, также операторам необходимо продолжать мероприятия по снижению расходов, да и поддержка со стороны государства им требуется. Всё это даст возможность стивидорам увеличить объём переваливаемых грузов, что, в свою очередь, обеспечит их финансовое положение и укрепит конкурентоспособность", — прогнозирует Дмитрий Баранов.