Чисто питерская хворь: чем чаще всего болеют петербуржцы

Автор фото: Михаил Тихонов

Самыми характерными для петербуржцев болезнями врачи считают патологии органов дыхания и верхних дыхательных путей, а также проблемы с нервной и эндокринной системами.

Легендарный петербургский климат, который принято одновременно проклинать и романтизировать, сформировал целый букет характерных для жителей города хронических заболеваний. Уберечься от них сложно по объективным причинам. Однако самые опасные болезни из прошлого победить всё же удаётся. В том числе туберкулёз, знакомый нам по страницам классических литературных произведений как чахотка.

Лучше не вдыхать

Одно из первых мест в рейтинге чисто петербургских заболеваний занимают патологии органов дыхания. Причём год от года количество выявленных случаев стремительно растёт. По данным Росстата, если в 2005 году от болезней дыхательной системы страдали 28,5% петербуржцев, то в 2021–м этот показатель увеличился почти в 2 раза — до 55,25%.
"Высокая заболеваемость взрослого населения Петербурга болезнями органов дыхания обусловлена наличием таких факторов, как загрязнённость внешней среды, воздуха и климатогеографическими особенностями города", — поясняет Юлия Закиева, врач–пульмонолог клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной.
По словам экспертов, загрязнение атмосферы оказывает негативное влияние на здоровье населения. Так, считается, что на человека, проживающего в промышленном районе, потенциально может воздействовать до нескольких сотен химических веществ. Огромный вклад в это вносит автотранспорт (74%), а также выбросы ТЭЦ.
Превышение норм предельно допустимых концентраций в нашем городе наблюдается и по таким показателям, как пыль (на 7,9% от предельно допустимой концентрации), оксид углерода (на 4,7%), диоксид азота (на 12%), этилбензол (на 7,6%), фенол (на 6,1%), аммиак (на 1,9%), и другим.
"В сочетании с уменьшением зелёных насаждений и увеличением количества грязи с открытых газонов возникает высокая опасность возникновения заболеваний лёгких или обострение хронических форм различной лёгочной патологии", — поясняет Юлия Закиева. Кроме того, она отмечает, что в период с марта по май идёт активный выброс в атмосферу аэроаллергенов — пыльцы растений и спор плесневых грибов, что в сочетании с загрязнённостью окружающей среды способствует дебюту бронхиальной астмы.

Побеждённая чахотка

Юлия Закиева также обращает внимание на то, что влажный холодный климат с малым числом солнечных дней изрядно способствует длительному существованию микобактерии туберкулёза в окружающей среде.
Тем не менее туберкулёз почти ушёл из жизни петербуржцев. Впрочем, исторические минимумы заболеваемости фиксируются по всей России, где за последние 10 лет отмечается стабильное снижение заболеваемости и смертности от этой страшной болезни в среднем на 5,7% в год. В настоящий момент, согласно официальной статистике, в Петербурге всего у 0,02% населения выявлен туберкулёз.
"Заболеваемость туберкулёзом в нашем городе находится под контролем, — подтверждает Юлия Логинова, заместитель главного врача Первой семейной клиники на Гражданском пр., 36. — Это связано с улучшением качества жизни населения, а также с тем, что сейчас стоит на потоке скрининговое исследование органов дыхания, что позволяет выявить патологию бронхолёгочной системы на ранних стадиях и своевременно начать лечение".
Ещё одна беда петербуржцев — заболевания верхних дыхательных путей. По разным оценкам, хроническим насморком страдает каждый второй житель Северной столицы. По мнению Анастасии Шабалиной, врача–оториноларинголога клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной, в этом также виноват специфический климат нашего города — умеренный и влажный, переходный от континентального к морскому. С частой сменой воздушных масс, во многом обусловленной циклонической деятельностью.
"Географическое положение города обеспечило климат, который больше всего неприятностей доставляет пациентам с заболеваниями верхних дыхательных путей. Поэтому дети и взрослые, страдающие хроническим тонзиллитом, риносинуситом, аденоидитом, часто подвержены рецидивирующим течениям заболевания", — поясняет Анастасия Шабалина.

Нева без йода

Ежегодно растёт в Петербурге и число заболеваний нервной системы. По данным Росстата, в 2021 году у 17,1% жителей города на Неве диагностированы нарушения нервной системы, в то время как в 2005 году нервные патологии были обнаружены только у 12,2% петербуржцев. Однако, как предполагают эксперты, с большой долей вероятности официальные данные существенно занижены, поскольку большинство людей с тревожными и нервными расстройствами и депрессивными состояниями по–прежнему не обращаются к врачам.
Тем не менее Юлия Логинова признаёт, что в связи с постоянным стрессом и неблагоприятными погодными условиями, сопровождающимися затяжной зимой, сыростью и серостью окружающего ландшафта, население Петербурга в целом очень подвержено депрессивным состояниям. "На развитие этих состояний оказывает влияние и авитаминоз, возникающий в том числе из–за дефицита витамина D вследствие недостатка солнечных лучей", — добавляет она.
Недостаток йода в петербургских почве и воде становится причиной широкого распространения болезней эндокринной системы: по данным Росстата, в 2021 году у 14,1% петербуржцев были выявлены гипертериоз, гипотериоз, хроническая надпочечниковая недостаточность и т. п. А ведь в щитовидной железе именно йод руководит выработкой гормонов, регулирующих практически всё, что происходит в организме. Когда йода становится мало, происходит дисбаланс.
"В целом в РФ, по данным ряда исследований, имеет место тенденция к росту заболеваемости эндокринной патологией. И Петербург не является исключением, — комментирует Кирилл Смирнов, заместитель главного врача Немецкой семейной клиники. — Возрастает также заболеваемость ожирением, метаболическим синдромом и сахарным диабетом".
В случае с йодом дело не только в климате. Причины его недостатка фундаментальны. Согласно исследованию Института наук о Земле Санкт–Петербургского государственного университета, вода в Неве слабоминерализована, поскольку источником питания реки являются бедные солями поверхностные воды — дождевые или снеговые. Из–за этого в организм попадает минимальное количество йода, которого не хватает для нормального поддержания баланса. Усвоению йода организмом мешают также и тяжёлые металлы, которые содержатся в почвенном слое Петербурга. Кроме того, в нашем городе преобладают подзолистые почвы, которые имеют самое низкое содержание йода.