В Финляндии озаботились судьбой Сайменского канала из-за рисков разрыва договора с РФ

Автор фото: Интерпресс
Судоходство по Сайменскому каналу. Архив.
Заявление депутата Государственной думы РФ Михаила Калашникова о возможной денонсации договора с Финляндией по Сайменскому каналу озаботило финские СМИ.
Газета Helsingin Sanomat обратила внимание, что это — первое официальное требование о расторжении договора аренды, заключённого между РФ и Финляндией в 2012 году на 50 лет.
Калашников на пленарном заседании Госдумы 18 апреля заявил, что соглашение надо денонсировать, поскольку Финляндия стала официальным членом НАТО и есть запрет на перевозку грузов стран — членов альянса.
В прошлом году, когда зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков заявлял о возможном пересмотре договорённостей по аренде канала в случае ухудшения отношений между странами, комиссар Сайменского канала Минна Кивимяки назвал слова российского депутата "спекуляцией". Он также заявлял, что договор аренды канала может быть расторгнут дипломатическим путём с уведомлением за 12 месяцев.
Сайменский канал протяжённостью 43 км соединяет озеро Сайма с Финским заливом. Почти половина канала расположена на территории, арендованной у России. За аренду Финляндия платит более 1 млн евро в год.
Канал был важным транспортным путём для промышленности восточной Финляндии — это единственный водный путь в Балтийское море из внутренних вод страны. В 2021 году по каналу было перевезено более 1,2 млн тонн грузов в обоих направлениях, но весной прошлого года грузоперевозки по нему остановили.
Судоходные компании в Финляндии заявляли о кратно возросших издержках из-за неудобных обходных маршрутов по суше в морские порты, начались массовые увольнения лоцманов, а проект по реконструкции канала стоимостью 95 млн евро оказался замороженным.
Экологов также волнует вопрос о состоянии водной артерии, если она будет простаивать годами, однако в финском парламенте заявляли, что о будущем Сайменского канала выводы делать пока рано.
"ДП" писал, как закрытые границы сместили фокус и с развития сухопутных приграничных трасс и, в частности, трассы "Скандинавия", соединяющей Петербург с финской границей.
Финляндия 4 апреля 2023 года официально вступила в НАТО, став 31-м членом блока.