Недавно представилась возможность познакомиться с системой безопасности египетских аэропортов, мучительно вводившейся после давнего теракта над Синаем. Рассказать о ней стоит, потому что процедура является прекрасной иллюстрацией того, ради чего в России уже несколько лет говорят о регуляторной гильотине и снижении барьеров.
Итак, проверки паспортов начинаются у входа в аэропорт. Прочитать что–либо в людском потоке, разумеется, нереально, поэтому фактически фиксируется только наличие документов. Следующая проверка сразу за дверью — уже с контролем электронных билетов. Которых в распечатанном виде ни у кого, естественно, нет. Поэтому подходит демонстрация на телефоне абсолютно любого, первого попавшегося билета — кто там будет присматриваться. Тем более что впереди стандартная регистрация (с уже вдумчивым изучением документов) и паспортный контроль. Но и после него у вас ещё раз пролистают паспорт, убедившись в наличии штампа, поставленного только что на глазах у контролёра. И это ещё не всё. После предполётного досмотра пассажиры должны собственноручно переписать данные паспорта в амбарную книгу.
В итоге документы у вылетающих проверяются не менее 6 раз. Что, полагаю, позволило властям заявить о шестикратном увеличении уровня безопасности. Ничего не напоминает? Примерно по тому же принципу многие годы выстраивалась и наша, отечественная система контроля в самых разных сферах, от технадзора до трудовой инспекции. Тысячи специалистов при плановых и внеплановых проверках изучали журналы учёта журналов регистрации, периодически, после громких ЧП, вводя в обращение дополнительные журналы. И как же прекрасно, что от порочной, затратной, раздражающей и бесполезной практики страна начала уверенно и системно отказываться.
На подлёте к Петербургу всем пассажирам "Боинга–777" раздали уведомления о выполнении постановления главного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года "Об обеспечении режима изоляции". С самим постановлением, правда, не знакомили, да оно и не нужно, потому что самоизоляция после возвращения из–за границы была отменена 7 июля 2021 года, а обязательное ПЦР–тестирование — 21 октября 2022–го. Тем не менее в ранний час у трапа самолёта 400 анкет оперативно и не присматриваясь собрал обходительный парень в форме Роспотребнадзора. Не думаю, что кому–то придёт в голову их читать. Но мир, безусловно, стал гораздо безопаснее.