Бизнес может пострадать от продления условий беспошлинного ввоза в Россию

Продление действия порога беспошлинного ввоза в Россию товаров стоимостью до 1 тыс. евро обрадовало потребителей. А вот бизнес может пострадать, так как эта мера ограничивает конкуренцию.

В конце прошлой недели до 1 октября было продлено действие порога стоимости 1 тыс. евро для беспошлинного ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, приобретаемых для собственного пользования в интернет–магазинах, весом до 31 кг. Повышение лимита с 200 до 1 тыс. евро произошло ещё в марте 2022 года, после чего Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) осенью продлила действие этой меры. Хотя изначально к 2024 году порог планировали резко "уронить" до 20 евро.

Всем не угодишь

Доцент кафедры финансов СПбГЭУ Дмитрий Жилюк отмечает, что высокий порог введён, чтобы насытить российский рынок импортными товарами, ушедшими из официальных каналов распространения. На этом фоне развивается челночный бизнес: граждане и бизнес ввозят товары по каналам индивидуального ввоза, которые не подпадают ни под какие санкции.
"Важно, что мера действует на весь Таможенный союз. Например, в Россию и Белоруссию что–то поставлять нельзя, но можно в Казахстан, там тоже действует норма 1 тыс. евро. Будут ли другие страны отслеживать и блокировать этот ввоз — вопрос открытый. Они уже потихоньку перекрывают разные каналы: появляются новости о проблемах с банками, поставщиками", — подчёркивает эксперт.
Ещё в начале марта несколько ретейлеров написали письмо с просьбой вернуть беспошлинный порог для физлиц на прежний уровень в размере 200 евро. По их мнению, поскольку цель этой меры уже достигнута и дефицита товаров на рынке нет, вернуть прежние условия необходимо для сохранения конкуренции. Но с этим согласны не все.
В "Яндекс.Маркете" поддержали решение ЕЭК по продлению порога беспошлинного ввоза товаров 1 тыс. евро, поскольку в компании считают, что это позволит обеспечить стабильную работу товарного рынка в условиях продолжающихся изменений логистических цепочек.
"Повышение нормы беспошлинного ввоза с 200 до 1 тыс. евро в прошлом году положительно повлияло на спрос, — соглашаются в пресс–службе Ozon. — Это помогло в поддержании необходимого уровня товарооборота и сдерживании роста цен. Возврат порога к 200 евро, по нашей оценке, существенно отразился бы на российском потребителе. На фоне замедления роста реальных доходов населения дополнительные затраты за оплату таможенных пошлин повлекли бы за собой снижение покупательной способности. В результате многие люди могли отказаться от покупки таких товаров. В этой связи мы поддерживаем решение по продлению действия повышенной нормы".

В плюсе только импорт

Президент АКИТ Артём Соколов отмечает, что разные бизнес–модели на торговом рынке по–разному реагируют на изменения порога беспошлинного ввоза. Ведь это создаёт как позитивные, так и негативные экономические эффекты для иностранных и локальных предпринимателей и производителей, а также влияет на налоговую базу государства. Например, снижение или обнуление порога беспошлинного ввоза товаров создаёт позитивные условия для развития локальных бизнес–моделей, активного развития внутреннего производства, повышения налоговых поступлений.
"Высокий порог беспошлинного ввоза стимулирует зарубежных производителей из Китая, Турции и других стран начинать выходить на рынок РФ, развивать сервисы доставки товаров из–за рубежа. Вместе с тем при сохранении высокого порога наиболее острой является проблема конкуренции в категории электроники и бытовой техники, где товары являются аналогичными, но импортируются с разными налоговыми режимами", — уточняет Соколов.
Размер порога беспошлинного ввоза в 1 тыс. евро сохранил спрос на покупки в зарубежных интернет–магазинах, однако в связи с невозможностью прямой оплаты таких товаров российскими банковскими картами объём трансграничной торговли значительно снизился.
Артём Соколов подчёркивает, что сумма покупок на зарубежных площадках в 2021 году, когда порог был 200 евро, составила почти 477 млрд рублей, а доля трансграничной торговли в общем объёме — 13%. За 2022 год, при пороге 1 тыс. евро, сумма покупок сократилась до 177 млрд рублей, а доля — до 3,6%.
"Фактически с февраля–марта прошлого года 98% всех зарубежных заказов приходится на “AliExpress Россия”, где можно расплатиться российскими картами, и на активно развивающийся сейчас Ozon Global. Оставшиеся примерно 2% — товары из других стран мира, полученные с помощью сервисов дропшиппинга, которые предлагают посреднические услуги покупки, оплаты и доставки. При этом нужно учитывать, что, несмотря на снижение оборотов в трансграничной торговле, если норму 1 тыс. евро закрепят на постоянной основе, то в развитие этой бизнес–модели будут вкладываться и обороты, безусловно, восстановятся и будут наращиваться", — считает эксперт.

Поддержка или вред?

Тем временем спрос на покупки товаров в зарубежных магазинах среди россиян растёт. Особенно на товары тех брендов, которые теперь не представлены на российском рынке. Заказ их у байера или на специализированной интернет–площадке стал, пожалуй, единственным способом покупки.
В пресс–службе CDEK.Shopping отмечают, что с момента запуска их сервиса одной из ключевых целей было предоставить доступ к лимитированным и редким коллекциям уже известных российским потребителям брендов или к тем маркам, которые по каким–то причинам не представлены на рынке.
"Количество оплаченных заказов через CDEK.Shopping в I квартале 2023 года увеличилось на 35% по сравнению с IV кварталом 2022 года. Петербург и Ленинградская область занимают вторую строчку среди наиболее активных регионов, использующих платформу для заказа товаров из–за границы (после Москвы и области). Так, по итогам 2022 года доля заказов от жителей Петербурга составила 14%", — уточнили в компании. Чаще всего россияне выбирают товары для здоровья, электронику, одежду и обувь, товары для дома, бытовую технику и средства для красоты и ухода. Популярностью пользуются товары с доставкой из Италии, Испании, Польши и ОАЭ.
По мнению генерального директора агентства INFOLine Ивана Федякова, ограничение 1 тыс. евро — сверхмягкое. 99% покупок укладывается в эту сумму, причём она обнуляется каждый месяц. При желании среднестатистическая семья может закупаться за границей, обеспечивая полное покрытие своей потребительской корзины.
"За потребителей в этом плане можно только порадоваться. Но для добросовестных ретейлеров это серьёзная проблема. Ввезённый из–за рубежа товар для личных нужд не покрывается НДС — это уже разница в 20%. Плюс у бизнеса есть обязательства по сертификации продукции и т. д., которые в сумме приводят к удорожанию товара в 1,5 раза. Покупки в зарубежных интернет–магазинах значительно выгоднее для потребителей, чем в рознице и на маркетплейсах. Стоимость доставки расходов ретейлера не покрывает. Это при условии, что речь идёт об оригинальной продукции, так как на рынке много контрафакта. В связи с продлением беспошлинного порога всё больше потребителей станут совершать покупки в зарубежных интернет–магазинах", — говорит Федяков.
По словам эксперта, спрос растёт и будет расти и это чувствуют логистические операторы. Многие активно инвестируют в развитие за рубежом, открывают офисы в Стамбуле, Дубае. Многие локальные логистические операторы также начинают взаимодействовать с "Почтой России". С ростом объёма перевозок логистические издержки будут снижаться, что также положительно повлияет на маржинальность такого бизнеса.
"Как бы я ни ратовал за потребителя, на мой взгляд, эта мера — глупая. Она ставит в неравные условия добросовестных ретейлеров и потребителей, которые могут покупать товар в зарубежных магазинах. Вместо того чтобы поддержать местный ретейл и производителя, даётся зелёный свет на ввоз иностранной продукции", — заключает Федяков.
В 2020 году пороговое значение беспошлинного ввоза составляло 200 евро. Повышение порога до 1 тыс. евро было обусловлено сложностями в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в связи с беспрецедентным санкционным давлением на Россию. За минувший период, с одной стороны, бизнес постарался максимально адаптироваться к новым условиям ведения ВЭД. Вместе с тем нельзя сказать, что логистические схемы приобрели свою окончательную конфигурацию. Поэтому высока вероятность продления периода действия повышенной нормы беспошлинного ввоза на новый период. Радикальных изменений ждать не стоит, так как слишком много факторов влияет на состояние ретейла. На потребителях тоже не скажется, потому что изменён порог перемещения товаров для личного потребления, а не перемещаемых в коммерческих целях. Основной ориентир импорта товаров сменился на страны Азиатского региона. Тренд на снижение порогового значения беспошлинного ввоза был задан. Поэтому, как только позволит ситуация, к нему, на мой взгляд, обязательно вернутся.
Анастасия Гетман
доцент РАНХиГС Санкт–Петербург
Товары на заграничных интернет–сайтах часто ниже по стоимости, чем аналогичные на российских площадках. Связано это с себестоимостью у первичного продавца в Китае и у вторичного в РФ. Бизнес многих продавцов на маркетплейсах РФ заключается в банальной покупке товаров в Китае оптом и перепродаже по завышенным ценам в розницу в нашей стране. Возможность покупать товары до 1 тыс. евро без пошлины помогает россиянам покупать дешёвые вещи за границей. Поскольку порог остался на уровне 1 тыс. евро, ситуация с рыночным спросом принципиально не изменится. Сфера интернет–торговли очень пластична. В России развит сервис покупки товаров на иностранных площадках с доставкой. Часто покупка происходит формально в Казахстане, а при этом курьер на следующий день доставляет товар. То есть на самом деле товар находится на территории России и ждёт покупателя. При условии снижения беспошлинного порога товар остался бы доступен, но стал бы дороже. Многие люди, кстати, вовсе не знают о возможности покупать товары за границей. Некоторых не устраивают сроки доставки. В результате маркетплейсы, обеспечивающие получение заказов за один день, получают конкурентное преимущество.
Артём Тузов
директор департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнёрс"
Решение совета ЕЭК — одна из редких приятных новостей за последнее время. В ряде государств — членов ЕАЭС были настроены против продления. Да и мировой опыт не в пользу этой меры — немногие развитые страны поощряют потребительский импорт таким способом. Однако ни в одной из них доступность традиционных каналов приобретения товаров никогда не была так ограничена, как сейчас в России. Да и 1000 евро имеют разный вес в доходах среднего россиянина и европейца.
Пётр Шелищ
председатель Союза потребителей России
С тех пор как в 2020 году впервые был введён беспошлинный порог 200 евро, ситуация кардинально изменилась. Три года назад эта мера предполагала стимулирование перехода трафика покупок с крупных зарубежных маркетплейсов и интернет–магазинов на российские. Сегодня игроки российской интернет–торговли наладили и продолжают развивать параллельный импорт как напрямую от поставщиков, так и с помощью трансграничных дистрибьюторов. Но интерес к прямым покупкам в магазинах Европы и США у россиян сохраняется, о чём свидетельствует рост спроса на мейлфорвардинг — сервисы, которые помогают покупать и доставлять товары со всего мира.
Илья Кретов
директор платформы для роста онлайн–продаж Tinkoff eCommerce