Шоковые волны в мировой экономике рискует вызвать Япония.
Сверхлёгкая денежно-кредитная политика этой страны направила поток внутренних денег за рубеж. Банк Японии изменил курс мировых рынков, когда обрушил на инвестиционный мир поток японской наличности в размере 3,4 трлн долларов. Такой поток рискует вызвать в глобальной экономике настоящий шторм, приводит Bloomberg мнение аналитиков.
Всего за неделю до знаменательной смены руководства в Банке Японии инвесторы готовятся к, казалось бы, неизбежному окончанию десятилетия сверхнизких процентных ставок, которые отправили поток денег за рубеж. Отток ускорился после того, как банк принял меры по снижению доходности облигаций в 2016 году, кульминацией чего стала гора офшорных инвестиций на сумму более двух третей японской экономики.
Всё это рискует развалиться при новом руководстве, у которого, возможно, не останется иного выбора, кроме как прекратить самый смелый в мире эксперимент с лёгкими деньгами, в то время как растущие процентные ставки в других странах уже сотрясают международный банковский сектор и угрожают финансовой стабильности.
Масштабы угрозы огромны: японские инвесторы являются крупнейшими иностранными держателями государственных облигаций США и владеют всем — от бразильских долгов до европейских электростанций и пакетов рискованных займов в Штатах.
“Вы уже видели начало возвращения этих денег обратно в Японию", — сказал Джеффри Атертон, портфельный менеджер из Man Group, крупнейшего в мире публично торгуемого хедж-фонда.
"Для них было бы логично вернуть деньги домой и не брать на себя валютный риск”, — считает Атертон, управляющий японским фондом CoreAlpha Equity, который за последний год обогнал около 94% своих конкурентов..
Банк Японии закупил государственных облигаций Японии на 465 трлн иен ($3,55 трлн) за 10 лет. Их доходность упала, и постепенно за тот же период местные фонды продали ценных бумаг на 206 трлн иен в поисках лучшей доходности в других местах.
Сдвиг был настолько сейсмичным, что японские инвесторы стали крупнейшими держателями казначейских облигаций за пределами США, а также владельцами около 10% австралийского долга и голландских облигаций. Они также владеют 8% ценных бумаг Новой Зеландии и 7% долга Бразилии, показывают расчёты Bloomberg.
Охват распространяется и на акции: с апреля 2013 года японские инвесторы вложили в глобальные акции 54,1 трлн иен. Их доля в акциях эквивалентна от 1 до 2% фондовых рынков США, Нидерландов, Сингапура и Великобритании.
Сейчас у японских инвесторов достаточно причин возвращаться домой, по словам Акиры Такеи, финансового менеджера Asset Management One Co. Многие из них даже видеть не хотят иностранные облигации, подтверждает Такеи, чья фирма контролирует $460 млрд: инвесторы начали склоняться к тому, чтобы вкладывать деньги не за рубежом, а дома.
Ричард Кларида, бывший вице-председатель ФРС США и хорошо знакомый с главой Банка Японии, предупреждает: если эта страна действительно ужесточит свою кредитно-денежную политику, это станет историческим моментом для рынков.