Крутой склон: как заработать горнолыжным курортам в постпандемийный период

Автор фото: Беликов Валентин

Катание на лыжах всегда пользовалось популярностью в России. Нестабильность экономической ситуации поставила специализированные курорты перед выбором — пытаться остаться на плаву или найти новые способы заработка. Своим опытом участники рынка поделились на Международной горнолыжной конференции им. Ковалёва, которая прошла в "Золотой долине".

Как уже писал "ДП", в России разработана Концепция развития горнолыжного отдыха, которая предусматривает господдержку отрасли в объёме 65 млрд рублей. В рамках программы планируется увеличить внутренний турпоток на зимние курорты с 1,5 до 2,5 млн рублей. Ещё более амбициозными выглядят планы относительно объёма услуг, его предполагается нарастить в 4 раза — с 48 млрд до 200 млрд рублей.
Однако горнолыжные курорты самостоятельно накопили опыт по привлечению аудитории, а некоторые представители рынка реализовали довольно нестандартные решения.
Так, курорт Нечкино в Удмуртии столкнулся с отсутствием посетителей в часы позднего вечера. Чтобы привлечь клиентов на этот период, курорт запустил программу "Ночные катания" с 21:00 до 24:00 со сниженным тарифом оплаты. В результате компании удалось не только получить дополнительный заработок, но и разгрузить дневные часы — теперь любителям лыжного катания не приходится тратить время в очереди на подъёмник.
Сейчас на ночные катания приходится половина проката оборудования по пятницам и субботам и треть подъёмов в эти дни.
Горнолыжный комплекс "Егоза" (Челябинская область) решил проблему простоя в летний период. В тёплое время года территория не использовалась из-за отсутствия инфраструктуры. Лесные трассы на лето переоборудуют под горное катание на велосипеде. Вложения за 3 года составили 120 тыс. рублей, при этом прибыль превысила 2 млн рублей. Благодаря этому курорт привлёк нового арендатора — велопрокат, а новая услуга и кубок по даунхиллу повысили упоминаемость в СМИ и узнаваемость бренда.
Другими летними проектами компании стали сеть экологических троп для велопрогулок и рок-фестиваль в формате пикника. Таким образом, комплекс теперь позиционирует себя не только как место отдыха, но и как площадка для массовых мероприятий.
По пути массовости решил пойти и "Кулига Парк" под Тюменью. Компания задалась целью запустить самый креативный тимбилдинг в регионе. Раз в год база отдыха проводит в формате яркого и красочного шоу "Санный день".
Сотрудники местных предприятий соревнуются в спуске с горы на самостоятельно сконструированных санях. В прошлом году участники представили повозки в виде нефтяной вышки, корабля, танка, печки с Емелей. За первенство боролись 10 команд, лучшая получает сертификат на проведение корпоратива в парке отдыха.
Казахстанский горный курорт "Шымбулак" (близ Алма-Аты) развивает образовательные программы, направленные на популяризацию пешего туризма и альпинизма. В рамках круглогодичного проекта "Горы по колено" участников вовлекают в прохождение маршрута с помощью игровой механики. На протяжении всей дистанции установлены чекпойнты с QR-кодами, а прогресс фиксируется в личном кабинете.
Ежегодно на Международный день туризма курорт собирает участников альп-индустрии: гидов, турклубы, спасателей и самих альпинистов. Спикеры делятся с участниками своим опытом, а курорт получает новые предложения о сотрудничестве.
Ещё одним способом заработка для горнолыжных комплексов, как считают в благотворительной организации "Лига мечты", могут быть социальные проекты. По мнению НКО, внедрение реабилитационных программ позволяет расширить клиентскую базу, в том числе в семейном сегменте, и загрузить склон в часы низкой посещаемости. Это подтверждают данные Росстата, согласно ним, только в Ленобласти проживает 124 тыс. человек с ограниченными возможностями здоровья.
Источником финансирования занятий в таком случае могут быть как сами клиенты, так и региональные бюджеты, некоммерческие организации, субсидии и гранты, крупные корпорации.
Но всё же основным видом деятельности курорта должна оставаться организация катания, поэтому представителям отрасли крайне важно следить за состоянием горнолыжной инфраструктуры, подчёркивают в "Золотой долине".
Компания также уделяет внимание развитию летних развлечений — на территории есть верёвочный и велопарк, тропа здоровья и сертифицированный пляж. Однако её бизнес держится на трёх китах: горнолыжном центре, питании и проживании. Именно в эти сегменты идут основные вложения.
С 2020 года компания проводит модернизацию — расширяет склоны, открывает новые трассы, обновляет оборудование. Сейчас горнолыжный центр имеет сертификат Международной федерации лыжного спорта (FIS) и представлен 12 трассами. Номерной фонд курорта может разместить до 400 гостей, а семь точек питания способны одновременно обслуживать 900 человек.
"По сравнению с допандемийным периодом продажи на курортах выросли, интерес к поездкам и катанию в России увеличивается. И сейчас главной задачей для курортов стали повышение сервиса и предложение новых продуктов. Ассоциация горнолыжных комплексов, территорий и сервиса в режиме одного окна помогает курортам по вопросам безопасности, классификации трасс, маркетинга, технического оснащения. Так что весь накопленный опыт мы консолидируем, собираем и помогаем друг другу", — резюмирует заместитель председателя правления ассоциации, организатор Конференции им. Ковалёва Светлана Данилина.