Свои среди чужих: петербургский бизнес начал зарабатывать на релокантах

Петербургский бизнес запускает проекты, ориентированные на релокантов. Многие из уехавших в 2022 году хотят потреблять привычные для них товары и услуги, а те, кто только собирается, ищут помощи для организации релокации.

Ещё в октябре 2022 года сеть коворкингов Page объявила, что собирается расширить свой бизнес по франшизе на Грузию и Казахстан. Компания намерена в том числе взаимодействовать с российскими релокантами, которые работают на удалёнке и нуждаются в рабочих местах.

Работать и учиться

Генеральный директор УК Page Мария Сумарокова отметила, что часть аудитории, которая уезжала в марте–сентябре прошлого года, частично вернулась обратно в Россию, но многие остались за рубежом и пока не планируют возвращаться. "Это открывает возможности для развития в том числе операторам коворкингов и апарт–отелей. Мы видим спрос на оба формата. Что касается потенциала развития коворкингов, он в том числе обусловлен как жилищными условиями, которые не всегда позволяют продуктивно работать из дома (из–за дефицита арендного жилья часто квартиру могут снимать сразу несколько человек), так и потребностью общения с соотечественниками для развития бизнеса и поддержки и адаптации в новой стране", — говорит она.
По её словам, аудитория коворкингов — это не только отдельные фрилансеры или самозанятые, это также целые подразделения компаний, проектные группы, которые релоцировались. Важно учитывать эту особенность при проектировании коворкинга, чтобы он был прибыльным.
"В нашем случае франшизная модель даёт преимущество по скорейшему выходу в эти страны. Отечественному бизнесу самостоятельно труднее работать в новой культуре, учитывать все особенности, в том числе с точки зрения юридических, правовых и налоговых норм. Работа с локальным партнёром помогает усилить друг друга и создать действительно качественный и востребованный продукт", — заключает Сумарокова.
Релоканты уезжают порой целыми семьями, что тоже может стать хорошим подспорьем для расширения бизнеса. Недавно Joki Joya, федеральная сеть семейных парков активного отдыха родом из Петербурга, открыла онлайн–школу для дошкольников и школьников. Онлайн–школа рассчитана на русскоязычную аудиторию, выбравшую формат дистанционного образования, а также на семьи, проживающие за рубежом, которые хотят обучать детей на русском языке по привычным программам.
"Сегодня аутскулинг — это восходящий тренд на рынке, как минимум в крупных городах, поэтому основной сегмент нашей аудитории всё–таки находится в пределах России. Впрочем, среди российских релокантов также есть потребность в обучении детей по привычным программам на русском языке. Во–первых, российское образование всё равно высоко котируется на внешнем рынке. Во–вторых, многие семьи ещё не успели разобраться в том, как функционирует местная система образования. Переехавшие переживают об адаптации детей в новой обстановке и предпочитают подстраховаться, обучая их параллельно по двум программам", — комментирует Алексей Семёнов, исполнительный директор онлайн–школы Joki Joya.
Компания видит спрос на онлайн–репетиторство по школьным предметам, особенно по английскому языку. В Joki Joya ожидают, что в будущем количество учеников из–за рубежа увеличится.

Помогите переехать

Массовая эмиграция подстегнула рост уже существовавших ранее услуг. Например, по перевозке вещей, мебели, переводу документов. Особняком стоит транспортировка домашних животных (а также оформление ветпаспортов, обеспечение необходимых прививок и т. д.). За возможность не разлучаться со своими любимцами многие из уехавших готовы платить практически любые деньги. Стали чаще обращаться за помощью специалистов и бизнесмены, желающие не просто переехать, а перевезти с собой бизнес.
"Мы помогаем компаниям открывать зарубежные офисы и выбирать наиболее оптимальные страны для переезда и релокации бизнеса уже с основания компании. Раньше оказывали такого рода услугу в рамках проведения IT–исследований, а в феврале 2022 года, в силу резкого повышения спроса, создали отдельную услугу непосредственно по релокации", — рассказывает Татьяна Мельничук, CEO международной IT–рекрутинговой компании Lucky Hunter.
В первую очередь клиенты хотят узнать больше про налоговую систему стран, про способы легализации, подводные камни при оформлении сотрудников, наполненность рынков нужными IT–специалистами. Компания также помогает организовать наём местных IT–специалистов и сформировать релокационные пакеты для мигрирующих сотрудников компаний.
Однако Мельничук в целом со скепсисом смотрит на идею освоения релокантов как отдельной аудитории. "Рынок значительно вырос за последний год. Но это не означает, что для российского бизнеса открылись какие–то сверхперспективы, которых раньше не было. Это сложная задача, поскольку это другая страна и, скорее всего, местные предприниматели также постараются занять нишу, создавая товары и услуги для тех, кто релоцировался. Кроме того, поскольку из России уехало много IT–специалистов, есть шанс, что большой процент бизнесов будет запущен именно теми, кто уехал. Поэтому говорить о каких–то новых возможностях не приходится", — поясняет она.
Мария Никонова, партнёр "Пепеляев Групп", отмечает рост запросов на юридическое сопровождение релокации.
"Бизнес по–разному решает свои задачи. Кто–то релоцирует сотрудников, оставляя основную часть бизнеса в России. Другие переводят бизнес в новую юрисдикцию и оставляют часть сотрудников. Третьи перевозят и людей, и бизнес. Ещё год назад такие запросы были достаточно редкими, но их количество значительно выросло в связи с известными событиями", — поделилась она.
Юристов чаще всего спрашивают, законно ли сотрудникам работать дистанционно из–за рубежа, как правильно оформить отношения с релоцировавшимся сотрудником, чтобы избежать рисков в будущем. Также интересуются, какие нормы российского законодательства применимы к таким работникам, нужно ли удерживать НДФЛ и по какой ставке, как правильно подсчитать дни пребывания за пределами России для определения налогового резидентства, в какой валюте возможны выплаты работникам и возможны ли выплаты на зарубежные счета. И наконец, возникает ли у российской компании постоянное представительство для целей налогообложения в месте нахождения релоцированного сотрудника.
Если бизнес переезжает целиком, то его владельцев интересует, какую юридическую поддержку может оказать юридическая компания, как обустроиться на новом месте. Поддержка может состоять в выборе юрисдикции, в регистрации компании в новой стране, в консультациях по вопросам налогообложения. Чаще всего для решения таких задач в "Пепеляев Групп" привлекают юридические фирмы из других стран.

Юридический экспорт

Российская эмиграция также влияет на ландшафт самого юридического рынка.
"Сейчас мы наблюдаем такой тренд: юридические фирмы следуют за своим клиентами и открывают офисы в ряде популярных для релокации стран. Сюда относятся Казахстан, Турция, Армения, Сербия, Узбекистан, ОАЭ. Многим российским клиентам привычно работать с отечественными юрфирмами, они привыкли к стилю, качеству, скорости и клиентоориентированному подходу. Локальные фирмы часто уступают в этом", — комментирует Мария Никонова.
При этом она не уверена, что юридическим компаниям стоит открывать целое новое направление, которое будет помогать в релокации бизнеса. "Мы понимаем, что это временный тренд. И надеемся, что короткий. Что касается открытия юридическими компаниями офисов в новых странах, я считаю это хорошим решением. Во–первых, рынок юридических услуг в России находится на очень высоком уровне. Это касается и экспертизы, и сервиса, и качества юридической работы. Во–вторых, 20 лет назад мы наблюдали приход в Россию огромного количества международных юридических фирм — из Великобритании, США, Европы, других стран. Почему бы и российским юридическим бизнесам не использовать это время для того, чтобы стать международными", — считает юрист.
Прежде всего уезжают молодые мужчины, достаточно успешные в профессиональном плане, имеющие хорошее образование, профессию, позволяющую работать в удалённом формате, располагающие достаточным объёмом средств для обустройства на новом месте. Многие уезжают семьями. Так, в Аргентине обеспокоены наплывом беременных россиянок — ребёнок, рождённый в Аргентине, сразу получает гражданство, а родители могут получить его по упрощённой процедуре. Миграция оказывает влияние на экономику как принимающей стороны, так и экспортирующей. Принято считать, что принимающая сторона в целом выигрывает. Это происходит за счёт увеличения числа работников, развития конкуренции, притока денежных средств, развития отраслей, которые не считались приоритетом для местного населения. Экспортирующая трудовые ресурсы страна теряет за счёт дефицита рабочей силы, деформации половозрастной структуры. Финансовая система теряет налоговые поступления, а экономика в целом — эффект от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы за счёт утечки мозгов. Неоднозначно влияние миграции на социокультурную сферу. Обычно внимание фиксируется на негативных последствиях — этнической неприязни, конфликтах. Однако следует отметить и положительное влияние, выражающееся в культурном обмене, заимствованиях, развитии межкультурных связей, обогащении стран новыми для них образцами культурных традиций.
Светлана Ляшко
ведущий эксперт центра социологических исследований РАНХиГС Санкт–Петербург
Если говорить о трудностях, то они касаются прежде всего особенностей местного законодательства. На рынках присутствуют ограничения, подводные камни, которые не всегда очевидны с первого взгляда. Ну и выходить в новые страны и ориентироваться только на релокантов — не самая дальновидная стратегия. Да, это хорошая и понятная точка входа. Но в дальнейшем нужно предусматривать шаги на привлечение дополнительной аудитории из числа "местных".
Владимир Волобуев
сооснователь и СЕО компании MyGenetics. Эксперт бизнес-клуба “Атланты”.
Любую новую аудиторию, неважно, внутри страны или за её пределами, нужно осваивать. Новые клиенты для компании — это рост выручки и новые возможности. При перемещении, особенно при переезде, у потребителей есть необходимость перевезти вещи. Кроме того, у жителей мегаполисов, таких как Москва и Петербург, имеется ежемесячная потребительская корзина, которая состоит не только из продуктов, но и дополнительного ассортимента. Это витамины и БАДы, новая сезонная одежда, обновление спортивного инвентаря, запчасти, бытовая техника и многое другое. То есть то, что окружало человека ранее, должно привычно окружать его на новом месте.
Андрей Мякин
директор по продажам СДЭК