Спасти рядового Шарика: владельцы домашних животных резко увеличили свои траты

Автор фото: ТАСС

За год питомцы буквально на своей шкуре ощутили проблемы с поставками корма и других важных товаров. "ДП" разбирался, чем живёт рынок зоотоваров сейчас.

В 1990–е на постсоветский рынок хлынули тонны иностранного корма, что навсегда изменило парадигму отношения людей к питомцам в нашей стране. Появились первые крупные сети магазинов зоотоваров, а ухаживать за животными стало не только просто, но и модно. Глобальное изменение ценностей превратило домашних животных из охотников в полноправных членов семьи. За последние годы в России сложилась целая индустрия зообизнеса, которая кормит, одевает, ухаживает, лечит и развлекает питомцев, облегчая жизнь их владельцам.
Как рассказали "ДП" в крупнейшей на отечественном рынке сети зоомагазинов "Четыре Лапы", в России удерживается тренд, при котором всё больше семей принимают ответственное решение завести питомца, а вместе с этим растёт и культура содержания домашних питомцев.

Что у нас на обед?

Главный и самый прибыльный продукт на рынке зоотоваров — это корм. Как мы помним, в феврале–марте 2022 года цены на импортные корма для домашних животных выросли в 2–3 раза. Эксперты, опрошенные "ДП", отмечают, что в этот период на рынке наблюдался нездоровый ажиотаж, а цены в общей сложности подскочили на 20–30%, но ближе к концу года ситуация выровнялась. В тот момент, по данным Союза предприятий зообизнеса, вслед за импортными кормами подорожали и отечественные. Во–первых, потому что многие российские производители используют зарубежные компоненты и технологии, во–вторых, ретейлеры не упустили возможности подзаработать на спросе.
Как отметила в разговоре с "ДП" коммерческий директор зоомагазина "Сова" Ирина Камардина, спрос на иностранные корма сохраняется и сейчас, несмотря на то что рынок покинуло достаточное количество зарубежных производителей, а те, кто остался, привозят товар с перебоями.
В сети зоомагазинов "Четыре Лапы" отмечают, что примерно треть опрошенных покупателей по–прежнему хотели бы приобретать зарубежные корма для своих питомцев, но из–за санкций и иных сложностей они вынужденно перешли на российские аналоги: "Таким образом, у отечественных производителей из–за перебоев с поставками импортных рационов образовалось хорошее “окно возможностей”. По нашим оценкам, корма российского производства покупают 57,2% пет–родителей".
Игроки рынка зоотоваров по–разному оценивают изменение потребительского поведения покупателей в 2022 году. Так, по данным локальных сетей, порядка 30% покупателей стали выбирать более дешёвые аналоги кормов или отказываться от излишеств, например покупать меньше лакомств или игрушек. В то же время крупные федеральные игроки отмечают, что большая часть россиян не стала экономить на кормах и аксессуарах для своих питомцев.
"По нашим оценкам, расходы более половины пет–родителей (52,6%), наоборот, выросли, а почти у 30% — не изменились вовсе", — рассказали в сети "Четыре Лапы".
Эксперты полагают, что импортные корма вряд ли полностью пропадут с российского рынка. Просто потому, что обороты производства отечественных кормов ещё недостаточно велики, чтобы заполнить весь рынок, и это на данный момент одна из главных проблем производителей. Важно отметить, что увеличение стоимости кормов для домашних животных происходит не одномоментно и эта тенденция проявляет себя не первый год. Так, по данным Росстата, с ноября 2021 года по ноябрь 2022–го средняя потребительская цена за 1 кг сухого корма для собак и кошек в России увеличилась на треть — с 236,22 до 312,31 рубля (+32,2%).

Нечеловеческая розница

При этом розница постепенно уступает позиции онлайн–сегменту. Так, по данным аналитической компании NielsenIQ, покупатели ещё со времён пандемии резко потеплели к покупкам в онлайне: из–за более выгодных цен, возможности заказа товаров в больших упаковках и уникального ассортимента. "Покупателям удобнее заказывать тяжёлые товары, например наполнители для кошек или корма в упаковках весом более 3 кг. Мы стараемся компенсировать это тем, что привозим товары, которые интернет–магазины пока не предлагают. Но конечно, всё больше людей предпочитают онлайн–покупки и на рознице это отражается",— рассказала "ДП" Ирина Камардина.
Как отмечают в NielsenIQ, в период ажиотажных закупок в марте 2022 года покупатели в первую очередь обратились именно к онлайн–магазинам, которые позволяли легко сравнивать не только предложения, но и наличие нужного товара. Средний чек в онлайн–сегменте в индустрии товаров для животных составляет 2257 рублей, в то время как в рознице эта сумма остановилась на 1323 рублях.

Если надо, уколюсь

Рынок услуг для животных остался на плаву, но перекроил ценовую политику. По данным Росстата, услуги ветеринарных врачей за год подорожали почти на 30%. Так, в Петербурге средняя цена клинического осмотра животного выросла с 781,96 до 913,84 рубля за приём, в Москве — с 629,23 до 772,5 рубля, а по стране в целом — с 416,84 до 533,98 рубля. Примечательно, что стоимость услуг в Петербурге изначально больше, чем по стране, и даже больше, чем в столице.
Если ваш питомец может похвастаться крепким здоровьем и хорошей наследственностью, это ещё не значит, что вы свободны от ежегодного посещения ветеринара. Как минимум раз в год хозяин обязан вакцинировать домашнее животное (в первую очередь это, конечно, касается собак и кошек). За последний год ситуация с вакцинами тоже существенно изменилась, и не в лучшую сторону: вакцинация стала дороже, а целый ряд востребованных ветеринарных препаратов пропал из ветклиник. Так, по данным Росстата, с ноября 2021–го по ноябрь 2022–го средняя стоимость вакцинации животных в Петербурге выросла с 1450,66 до 2234,29 рубля, в Москве — с 1424,33 до 1551,32 рубля, а в целом по России — с 1450,66 до 2234,29 рубля.
При этом ветеринарные препараты импортного производства обеспечивают около половины потребностей российского рынка — отмечают в Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей. Например, уже летом 2022 года многие владельцы домашних животных жаловались на отсутствие в ветклиниках одной из наиболее часто применяемых противочумных вакцин ("Нобивак"), которая производится в Голландии. По данным Россельхознадзора, компания MSD Animal Health сократила поставки в РФ вакцин под маркой "Нобивак" в 3 раза, с 6,6 млн доз в 2021 году до 2,1 млн доз в 2022–м. Вместо зарубежных препаратов ассоциация врачей для проведения сезонной вакцинации собак и кошек предлагала российские аналоги, которые, в сущности, мало чем уступают по эффективности и уже зарекомендовали себя на рынке.
Правда, есть одно но — как уверяют ветеринары в клиниках, с вакциной от бешенства российского производства питомец существенно ограничивает свои права на перелёт: хвостатый компаньон без проблем сможет путешествовать в пределах России, однако о поездках на выставки или отдых за границей можно забыть. В свою очередь глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, комментируя ажиотаж вокруг зарубежных ветеринарных вакцин, посетовал на иностранное влияние: "Российские препараты не уступают в качестве и безопасности импортным. Тема дефицита лекарственных средств и избыточного контроля поддерживается именно иностранными производителями, многие из которых вошли на российский рынок, организовывая масштабные и агрессивные рекламные кампании и используя манипуляторные схемы".
Так, по данным ведомства, в 2021 году российскими предприятиями выпущено 12,68 млн вакцин для собак и кошек, а в 2022–м — 14,98 млн доз. Если в 2021 году общий объём ввезённых в Россию импортных вакцин для собак и кошек составил 9,2 млн доз, то уже в 2022–м этот объём сократился на 36% и составил 5,8 млн доз. Основными поставщиками являются: MSD Animal Health (Нидерланды), Zoetis (США, Бельгия), Boehringer Ingelheim Animal Health (Франция), Virbac S. A. (Франция), Merial (Франция) и Bioveta a.s. (Чехия).

Чистота дороже денег

Опытные хозяева знают, что забота о домашнем животном включает в себя не только покупку корма, но и уход за шерстью, зубами, глазами, ушами и когтями питомца. Пандемия заставила многих владельцев освоить основы груминга, но сфера ухода за домашними животными от этого не стала менее востребована. На данный момент средняя стоимость груминга варьируется от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей в зависимости от породы и размера животного. Например, только в Петербурге груминг–услуги оказывают более чем в 150 салонах и ветклиниках. Некоторые мастера готовы оказать помощь в уходе за питомцем в частном порядке — популярность этого направления практически не уступает популярности мастеров по маникюру для девушек.