Многолетняя проблема с проектированием метро в Петербурге зашла в тупик

Автор фото: "ДП"

Решить накопившиеся проблемы теперь можно будет через суд.

Городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) инициировал в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти три процесса против проектно–изыскательского института "Ленметрогипротранс" (ЛМГТ), отказавшегося в одностороннем порядке от госконтрактов на проектирование метро.
Все три заявления Смольный направил в суд 28 декабря прошлого года, в январе они были приняты арбитражем к производству, в каждом процессе третьим лицом указано СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства", которое выполняет функции госзаказчика по строительству метрополитена. Заседания по этим спорам назначены на весну — с марта по май.
Как пояснили "ДП" в КРТИ, все отказы ЛМГТ поступили в комитет в начале декабря прошлого года. Речь идёт о госконтракте №ПМ–2, заключённом ещё в 2013 году, на разработку проектной документации строительства Лахтинско–Правобережной линии от станции "Спасская" до станции "Морской фасад". "Подрядчик ссылался на то, что заказчик не направил проектную документацию по этапам №2 и №3 на проведение госэкспертизы", — уточнили в комитете.
При этом, по мнению чиновников, этап №2 проектирования (вестибюль и наклонный ход станции "Театральная") на экспертизу не направлялся из–за отсутствия в документации решений по инженерной подготовке территории строительства, подтверждённых положительным заключением госэкспертизы.
"Этап №3 проектирования (участок от станции “Большой проспект” до станции “Морской фасад”) также остался без проектных решений по инженерной подготовке территории строительства и на экспертизу по вине ЛМГТ не направлялся", — заявили в КРТИ.
В ЛМГТ заявили, что занимаются решением юридических вопросов с КРТИ в правовом поле, отказавшись от развёрнутых комментариев.

Обошлось без внесения в реестр

При этом в Смольном обращают внимание на отрицательные заключения экспертизы по госконтракту №ПМ–37, где речь шла о выделении этапов строительства Лахтинско–Правобережной линии от станции "Спасская" до станции "Морской фасад". Договор был заключён с ЛМГТ и напрямую связан с госконтрактом №ПМ–2. "Без инженерной подготовки территории строительства, подтверждённой положительным заключением госэкспертизы, отсутствует возможность получить положительное заключение госэкспертизы по контракту №ПМ–2", — уточнили в горадминистрации.
Ещё два "отказных" госконтракта — это проектная документация на выделение этапов строительства участка Лахтинско–Правобережной линии от "Спасской" до "Морского фасада", а также работа по проведению инженерных изысканий и разработке проекта для строительства участка Красносельско–Калининской линии от "Путиловской" до "Обводного канала — 2" и электродепо "Красносельское" в части выделения этапов строительства.
Добавим, что чиновники пытались включить ЛМГТ в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), направив соответствующее заявление в петербургское управление ФАС. Однако антимонопольное ведомство отказалось это сделать. К слову, госзаказчик не мог не обратиться в УФАС с подобным заявлением после одностороннего расторжения контрактов. Его обязывает это сделать закон.
"УФАС не проверяет наличие ответственности за неисполнение обязательств, а должно оценивать, была ли допущена подрядчиком та степень безразличия к государственным нуждам, в результате которой его следует лишить допуска к госзаказу. Обоюдная ответственность, наличие объективных причин, препятствующих выполнению работ, и уж тем более наличие просрочек самого заказчика позволяют обеспечить защиту подрядчика от включения в РНП", — отмечает Илья Алембаев, старший партнёр Versus.legal.
Непростую многолетнюю проблему с проектированием метро в Петербурге, зашедшую в тупик, видимо, разрешить можно только через суд.

Надо начинать сначала

"ДП" неоднократно писал о проблемах с подготовкой документации для строительства подземки, что тормозит весь процесс. Если бы у нового генподрядчика — АО "Метрострой Северной столицы" (МССС) из–за санкционной политики не возникло трудностей с санацией проходческого щита "Надежда", он был бы готов приступить к проходке продолжения зелёной ветки за "Беговую" летом 2022 года. Но документация к этому моменту готова не была. Проект участка за "Беговую" ЛМГТ подготовил ещё в 2018 году, но ввиду отсутствия проекта планировки территории (ППТ) экспертизу он не прошёл. А ППТ — это обязанность заказчика, он предоставляет её проектировщику, чтобы тот отправил весь комплект документов в экспертизу. В итоге за годы простоя то, что было подготовлено ЛМГТ, устарело, поэтому потребовалась актуализация. Ситуация такая же, как и с оранжевой веткой за "Спасскую".
В случае с продолжением зелёной ветки, как отмечал "ДП", ЛМГТ пошёл навстречу чиновникам и за свой счёт решил всё актуализировать, чтобы МССС наконец получил документацию для проходки. Видимо, в случае с оранжевой веткой был выбран иной путь.
По данным КРТИ, дальнейшее проектирование объектов по госконтракту №ПМ–2 будет осуществлено МССС. Собственно, согласно распоряжению правительства РФ, именно МССС является единственным поставщиком на проектирование, строительство и реконструкцию объектов метрополитена Петербурга. Но у компании нет своего серьёзного пула проектировщиков, поэтому можно смело предположить, что на эти работы будет нанят субподрядчик. Не исключено, что тот же самый ЛМГТ.
Как поясняют собеседники "ДП" на рынке, в рамках старых контрактов на проектирование Смольному не удастся актуализировать документацию. Эта работа стоит денег гораздо больших, чем заказчик удержал по прежним контрактам с ЛМГТ.
"Чтобы актуализировать необходимые работы, их нужно исключить из общего объёма. Невыплаченных остатков недостаточно, требуются вложения — до 70% от предварительной стоимости прежних контрактов. С учётом инфляции стоимость корректировки теперь ещё дороже", — говорит один из собеседников "ДП" на рынке проектирования.