Показательный пример: взлёты и провалы петербургского бизнеса

Автор фото: Freepik
Автор фото: Freepik

"Деловой Петербург" запускает новый проект, в котором рассматривает наиболее яркие, громкие и нестандартные кейсы из разных отраслей. Какие идеи вывели компании на более высокий уровень, какие решения позволили оптимизировать процессы и выйти на новые показатели, а также какие шаги привели к плачевным последствиям — и смогло ли предприятие отыграть ситуацию? Персоналии тоже не остались без внимания. Изучаем кейсы вместе с аналитиками и экспертами — и создаём базу для практики.

Стать участником проекта может любая компания. Если у вас есть история об удачно (или не очень) реализованной бизнес-задаче — пишите в редакцию: case@dp.ru .

"Цифре" виднее

Компания : Setl Group
Задача : Поручить подрядчику разработку системы (ICONA) для контроля процесса строительства от момента передачи проектной документации на стройку до приёмки квартир. Цели: упростить взаимодействие между подразделениями и отделами, снизить влияние человеческого фактора, минимизировать число ошибок, удешевить строительство, помочь наладить коммуникацию с государственными органами и банками и ускорить сам процесс работ, обеспечив полный контроль и прозрачность планирования.
Старт реализации : 2022 год
Автор: Сергей Ермохин
При увеличении количества объектов, объёмов строительства соответственно растут и объёмы информации, коммуникаций, документооборота. Это повышает вероятность возникновения сложностей при взаимодействии и ошибок, а современные технологии помогают их минимизировать.
Всё больше застройщиков приходят к пониманию, что "цифра" уже достигла определённой "зрелости", и начинают искать для себя подходящие решения. Кто–то покупает готовые системы, кто–то разрабатывает свои собственные IT–продукты.
Как рассказал "ДП" директор по развитию цифровых технологий Setl Group Михаил Малыхин, в тот момент, когда холдинг пришёл к решению о необходимости цифровизации стройки, подобных IT–систем, которые удовлетворяли бы запрос, на рынке ещё не было. Поэтому по заказу девелопера была разработана собственная система ICONA. Её основные функции — стандартизация управления строительством всех объектов. В системе цифровизированы бизнес–процессы, которые упрощают планирование сроков, чтобы дома строились по графику и максимально качественно.
"С помощью системы сотрудники на стройплощадке получают задания, результаты выполнения которых должны ежедневно отправлять на сервер. Таким образом руководство следит за графиком производства работ, получая отчёты на всех этапах, — рассказывает Михаил Малыхин. — В зависимости от полученных данных принимается решение либо ускорить стройку, либо, если подрядчик работает с сильным опережением, подождать, чтобы все работы шли синхронно".
Благодаря использованию ICONA средний срок строительства объектов сократился примерно на 6 месяцев, а экономия бюджета составила около 7%. С переходом на "цифру" подрядчики стали более оперативно реагировать на замечания и, соответственно, исправлять недочёты. Информация в системе максимально прозрачна, так как всё выполняется только по заранее спланированным сценариям. Если что–то пошло не так, ICONA об этом сразу сигнализирует. IT–система была включена в реестр решений, рекомендованных Альянсом цифровых лидеров — объединением по цифровой трансформации строительной отрасли.

Премиальное импортозамещение

Компания : ГК "ПСК"
Задача : Поиск альтернативного натурального камня для облицовки фасадов премиального жилого комплекса "Северная корона". В 2022 году соотношение цена/качество у предполагавшегося изначально норвежского материала изменилось. Требуемый объём — 6600 м2 гранита, который для придания нужной фактуры подвергается термообработке. И ещё 600 м2 в фактуре "скала" — специально заколотой.
Срок реализации : 2022–2023 годы
Премиальный дом "Северная корона"
Замену натуральному камню из Норвегии Группа компаний "ПСК" нашла на Урале. Условия реализации и поставки определили выбор в пользу российского материала. Сейчас норвежский гранит стоит в 5 раз дороже, чем уральский. При этом речь о превосходстве импортного продукта не идёт. Специалисты объясняют, что вся красота гранитных материалов проявляется в последующей обработке, в полировке. Минералы, слагающие горную породу в том или ином регионе добычи, обеспечивают характерные оттенки.
Для нас ключевым вопросом является соответствие выбранного материала проекту, цветовым фасадным решениям и, разумеется, его качество. Как таковой термин “аналог” мы используем сугубо формально — постольку поскольку ранее рассматривался иностранный материал. Уральский гранит, который нам предложил поставщик и который мы выбрали, прежде всего отвечает требованиям проекта. Если бы это было не так, мы искали бы другие варианты", — говорит Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК".
В Норвегии каменные блоки распределяются по цене не только относительно величины, но и, например, по трещиноватости, размерам белых и чёрных "прожилок", величине зерна и так далее. В России действуют переработанные советские ГОСТы, регламентирующие толщины, полосы, габариты, обработку. И на практике они позволяют ранжировать добытый и обработанный материал по всем значимым для заказчиков критериям.
"Объём гранита для “Северной короны” требовался немаленький, но основная сложность была не в этом. Требовалась не просто гранитная плитка одного формата. По проекту фасад представляет собой конструктор из множества не похожих друг на друга деталей. Каждую из которых нужно было вырезать отдельно по своей спецификации", — рассказывает Анна Гордеева, руководитель проектов компании "Сардис". По словам эксперта, для специалистов не существует распределения "красивый/некрасивый": характер обработки, шлифовки определяет, насколько хорошо будет смотреться выбранный материал. В отечественной номенклатуре в последнее время стало появляться больше цветовых и рисунчатых вариаций.
Параметры российского гранита и растущее число точек добычи позволяют проводить равноценные замены, сохраняя замыслы архитекторов. Объективная сложность — ограниченный объём добычи. Производители, столкнувшись с резко повысившимся спросом, подняли цены. А вскоре начали расти и очереди на поставку. Для ГК "ПСК" поставка началась всего через 2 недели после размещения заказа. Успели обратиться вовремя — до ажиотажа и до сильных морозов, когда усложняется процесс добычи.

Подкосили санкции

В январе закончилась история ретейлера, которому в этом году исполнилось бы 25 лет — четверть века. Премиальная сеть "Лэнд" была основана в 1998 году и в лучшие времена насчитывала в Петербурге до 15 торговых точек, две из которых работали на Невском проспекте под брендом "Стокманн". Среди других премиальных локаций были ТК "Владимирский пассаж" и БЦ "Невская ратуша".
Автор: Валентин Беликов
Примерно до 2016–2018 годов "Лэнд" являлся одним из самых сильных брендов премиум–сегмента на берегах Невы, активно развиваясь в разных районах города и имея широкий ассортимент зарубежных товаров. Но постепенно из–за продовольственного эмбарго импортные позиции стали исчезать с полок сети, а магазины начали закрываться. Выручка основного юрлица сети ООО "ТК “Лэнд”" упала почти с 5 млрд рублей по итогам 2017 года до 755 млн рублей в 2021–м.
В 2020 году посыпались иски о взыскании долгов компании по поставкам. На конец 2022 года их число достигло 195, общая сумма задолженности по ним превышает 100 млн рублей. В декабре был подан и иск о банкротстве ТК "Лэнд". Он принят судом, рассмотрение дела должно начаться в марте. Ещё одно юрлицо компании — ООО "Лэнд 1" — находится в стадии ликвидации.
В начале 2022 года представители сети говорили, что планируют развивать новый малый формат своих магазинов, экспериментировали с форматом винотеки, хотели занять места ушедшей финской сети Prisma в центре города. Однако эти планы не сбылись.
В начале 2023 года закрылся последний "Лэнд" на Крестовском острове, по адресу: Вязовая ул., 8.
По мнению экспертов, к такому итогу привели сразу несколько факторов: неправильная стратегия развития в последние годы, не перестроенная ассортиментная политика после запрета на импорт продовольственных товаров из ряда стран, неверно выбранные локации, а также увеличение конкуренции в премиум–сегменте в Петербурге.

Посадят за памятник

Петербургский миллиардер, бывший совладелец холдинга "Адамант" Борис Берсон заочно арестован по делу о нарушении требований по охране памятников. Дело тянется с 2021 года, но на большинство заседаний предприниматель не являлся, предоставляя больничные листы. Суд назначил судебно–медицинскую экспертизу, которая показала, что подсудимый может участвовать в заседаниях. Таким образом, был сделан вывод о том, что Борис Берсон уклоняется от явки в суд и скрывается.
Борису Берсону принадлежат квартиры и нежилое помещение в особняке Черкасского (Риттеров) на Университетской наб., 23. Здание является памятником регионального значения и находится в плохом состоянии. КГИОП оценил объём повреждений почти в 40 млн рублей. Сначала комитет по охране памятников выписывал владельцу здания штрафы, а потом инициировал уголовное дело. Борис Берсон обвиняется в бездействии и нарушении требования по сохранению и использованию объекта культурного наследия (ст. 243.1 УК РФ). Где он сейчас находится — неизвестно.
Зато известно, что ситуация, которая привела к уголовному делу, — далеко не единственная в Петербурге. Множество исторических зданий пребывают в плачевном состоянии и требуют ремонта, в то время как их владельцы не имеют хорошего бизнес–плана по их реставрации и вводу в оборот. Есть и вовсе вопиющие случаи, такие как снос здания Пробирной палаты на Казанской ул., 28, выявленного памятника. На его месте собирались строить гостиницу, но инвестор обанкротился, а вместо дома уже 15 лет зияет котлован.
Возможно, чаша терпения города переполнилась и нужно было "показательное дело", предполагают участники рынка. В этом случае статусный миллиардер попался под горячую руку. Это, в свою очередь, может привести в движение рынок недвижимости в сегменте зданий–памятников. Эксперты ожидают, что многие собственники захотят избавиться от активов, которые долгое время были для них как чемоданы без ручки — и нести тяжело, и бросить жалко.

Принцип актуальности

Компания : "РОСТерм"
Задача : Обеспечить потребности строительного рынка Петербурга необходимым количеством и ассортиментом инженерного оборудования для всех классов жилья. Выйти на сотрудничество с топ–15 застройщиков региона по объёму текущего строительства. Освоить выпуск новой продукции, ориентированной на ретейл. Способ достижения целей — увеличить площадь производственных помещений и дооснастить цеха новым оборудованием для наращивания мощностей предприятия.
Срок реализации : 2022–2023 годы
В связи с растущим запросом на трубы из сшитого полиэтилена именно это направление требовало максимального усиления. В начале 2022 года руководство "РОСТерма" приняло решение о приобретении четырёх новых линий по производству PE–Xa. Чтобы снизить зависимость от европейского сырья и риски по сбоям поставок, две из них — с возможностью изготовления продукции из компонентов азиатского происхождения. Они поступили на производство в январе 2023 года и готовятся к вводу в эксплуатацию. Ещё две линии поступят в августе и будут работать на европейском сырье.
Основной состав команды предприятия, задействованной на производстве, имеет опыт работы на экструзионном оборудовании более 8 лет, что исключает сложности с обслуживанием линий. Для изучения их специфики производители проводят дополнительный технический инструктаж. Запуск линий, эксплуатация и профилактика осуществляются собственными силами предприятия.
В 2022 году построен новый цех площадью 2,5 тыс. м2, где налажено производство ПВХ–изделий и электротехнической продукции: кабель–каналов, гофрированных труб, распределительных коробок. В 2023–м будет введён в эксплуатацию новый складской комплекс — на 2,5 тыс. м2. В планах компании дальше наращивать объёмы производства. Например, увеличить показатели по изготовлению труб PE–Xa почти в 2 раза — более 25 млн м к концу 2023 года.
"Сегодня мы работаем с 14 из топ–15 застройщиков Петербурга по объёму текущего строительства. Можно сказать, все крупные девелоперы так или иначе используют трубы нашего производства, — говорит генеральный директор ООО “РТСЗ” Александр Дядин. — Для нас также важна имиджевая составляющая в партнёрстве. Например, сотрудничество с одним из крупнейших застройщиков региона, Setl Group, для нас ценно тем, что эта компания задаёт тон на рынке, в том числе в части применения современных инженерных решений, технологий, материалов".
"РОСТерм" — наш давний, проверенный партнёр. Номенклатура выпускаемой продукции компании постоянно увеличивается, предоставляя новые возможности поставок для застройщиков Петербурга. Наращивание производственных мощностей позволило компании стать востребованным поставщиком.
Виталий Ершов
директор департамента строительства Setl Group

Питательный элемент

Компания : Grow Food
Задача : Запуск и продвижение нового бренда "ПриЕм" и продукта в низкоценовом сегменте в Москве и Петербурге — программы питания на месяц по фиксированной стоимости. Проверка гипотез. Выход на плановые показатели оборота и рентабельности за первые полгода.
Старт реализации : июнь 2022 года
Автор: Сергей Ермохин
В I квартале 2022 года группа компаний Grow Food решила создать более доступный продукт — отчёты демонстрировали: средний, средний+, высокий ценовые сегменты растут медленнее, чем требуется. Поставленная цель — сформировать предложение, которое позволит охватить 50% жителей Петербурга и Москвы. В результате разработана программа питания с набором готовых блюд, предполагающая три приёма пищи в день, 90 различных позиций в меню (что исключает повторы в течение месяца) и стоимость дневного рациона от 330 рублей.
Основу целевой аудитории продукта составляют люди разных возрастных категорий с высоким уровнем занятости, у которых недостаточно времени и сил для обеспечения себя полноценным питанием. Заявленная миссия бренда и база рекламной кампании "ПриЕм" — сделать жизнь своих клиентов проще, богаче и ярче без походов по магазинам за продуктами и готовки по вечерам. Предложить им качество, разнообразие, доступность, а главное — простоту.
Самой большой сложностью с точки зрения менеджмента всего проекта — это было заметно в логистике, на производстве, в ассортименте меню, в продвижении — было то, как нам делать все операции с “ПриЕмом”, не создавая лишних шагов, процессов и затрат, которые в итоге клиенту и не нужны. На самом деле клиенту нужны качественная еда и удобный простой доступный сервис за хорошие деньги. А условные космические корабли и дополнительные фишки — нет. Удержаться от этого, когда ты разговариваешь с аудиторией, слушаешь обратную связь, сложно. Однако мы понимали, что если начнём менять продукт, кастомизировать, то это приведёт к росту цены — и в итоге мы потеряем всю идею лоукостера и потенциальный рынок для этого продукта", — рассказывает Александр Филатов, директор бренда "ПриЕм".
Единственным изменением через 2 месяца после запуска по запросам клиентов стало появление программы питания "ПриЕм+" — включающей полдник, она заняла 25% объёма продаж в течение 3 месяцев.
За 5 месяцев — с июня по октябрь 2022 года — бренд "ПриЕм" вышел на плановые показатели оборота за первые полгода, демонстрируя положительную операционную рентабельность. Продукт показал темпы роста аудитории и продаж в 3 раза выше, чем предложения для среднего или дорогого ценового сегмента на этапе запуска. Задача на текущий год — рост в 3–4 раза в сравнении с результатами 2022–го и выход на рынок корпоративного питания.