Цифровизация бизнеса: как повысить скорость принятия управленческих решений

Автор фото: Shutterstock

Чтобы добиться максимальной эффективности в делах, зачастую необходимо пересмотреть всю концепцию и не побояться перезапустить некоторые процессы с нуля. Как избежать типичных ошибок в топ-менеджменте, и какие инструменты способствуют успешному развитию компании, "ДП" разбирался вместе с руководителем направления "Автоматизация промышленности" ГК "КОРУС Консалтинг" Дмитрием Ермиловом.

Как правило, для трансформации бизнеса не хватает либо внутренней компетенции, либо объективной оценки ситуации со стороны. Ещё бывает так, что акционеры понимают необходимость изменений и даже нанимают специалиста для работы в этом направлении. Однако в результате оказывается, что он не может ничего сделать, так как не обладает достаточными полномочиями или ресурсами. Одной из частых ошибок также является разобщённость целей владельцев предприятия, когда нужно объединиться и выбрать одну основную и к ней двигаться. Кроме того, нельзя сразу делать ставку на результат — прежде чем его достичь, необходимо научиться грамотно управлять процессами.
По мнению Дмитрия Ермилова, трансформация бизнеса невозможна без цифровизации всех процессов в комплексе: производства, управления, логистики, маркетинга, продаж и т.д. И с этим как раз связана ещё одна сложность: далеко не все компании могут справиться с данной задачей.
"Если говорить о конкретных цифровых инструментах, то для каждого процесса требуется своё решение. К примеру, если в организации сложные высоконагруженные процессы, то для того, чтобы управлять ими потребуется ERP-система. Если предприятие хочет оперативно реагировать на запросы рынка, отслеживать предпочтения клиентов, а также эффективно управлять продажами, то здесь необходимы CRM-решение, а также система анализа и хранения данных и т.д.", — уточнил Дмитрий Ермилов.
К слову, всё это уже было успешно интегрировано в работу петербургского отделения международного концерна MC-Bauchemie. Внедрение же BI-системы позволило эффективно управлять маржинальной прибылью.
"BI-система позволяет оценить влияние различных факторов (себестоимость, объём продаж, закупочная цена сырья и т.д.) на изменение маржи. На основе этих оценок компания может контролировать и оперативно корректировать бизнес-процессы. Например, если себестоимость производимого продукта начала расти быстрее, чем цена на рынке, вы можете оперативно поменять поставщиков сырья, рецептуру и т.д. Если в отчёте BI-системы, указано, что спрос на отдельные категории товара увеличивается — нужно оперативно наращивать объём производства. Цифровые инструменты дают конкретные преимущества перед конкурентами, поскольку позволяют быстрее и эффективнее принимать решения", — пояснил Дмитрий Ермилов.
При этом, отметил эксперт, нужно понимать, что экономический эффект от такой трансформации появляется не сразу. Часто у компании уходят годы на то, чтобы "оцифровать" и перестроить рабочие процессы. Но при правильном подходе, по наблюдениям Дмитрия Ермилова, за несколько лет можно в среднем увеличить товарооборот в 1,5–2 раза, а ежегодную прибыль — на 10–20%. О том, насколько эффективным является применение всех инструментов в совокупности свидетельствует кейс MC-Bauchemie. В бизнес-школе ИМИСП он рассматривается как наиболее показательный и удачный с точки зрения трансформации компании.
Сейчас многие рынки приближаются к перенасыщению, поэтому, по прогнозу эксперта, спрос на подобные цифровые решения в ближайшие 2–3 года будет только расти.
"Сами по себе ИТ-инструменты не являются залогом успеха, но они дают возможность получать и анализировать большие данные и существенно повышать качество и скорость управленческих решений", — подытожил Дмитрий Ермилов.