В ночь с 24 на 25 декабря католики всего мира и примкнувшие к ним протестанты, а также все, кто предпочитает жить по григорианскому и новоюлианскому календарям, будут отмечать Рождество. Так что самое время поговорить о фильмах, включённых в неизменный праздничный телеплан. Тем более что жанровый выбор не может не радовать — от хорроров до знакомых с младенчества сказок.
Финская хтонь
Суровый финский характер проявляется и в выборе того, что следует смотреть в канун самого волшебного праздника. С 2010 года финские зрители многим другим историям предпочитают "Санту на продажу" (Rare Exports). Мрачную историю о Йолупукки, замурованном во льду и освобождённом американской компанией, решившей сорвать куш с такой находки, придумал и снял режиссёр Ялмари Хеландер. Рождественского деда здесь ни разу не покажут, лишь на иллюстрациях старинных книг — и выглядит он на них и ведёт себя не самым привычным образом. Финский Санта ходит босиком по снегу, на голове носит огромные рога, подручными ему служат сотня–другая недружелюбно настроенных эльфов, а детей он не одаряет долгожданными подарочками, а крадёт, чтобы сурово наказать за провинности и проступки. Хеландер использует родные фольклор и мифологию для создания оригинального сюжета, главным героем которого становится сообразительный и любознательный 7–летний Пиетари (Онни Томмила), Мальчик–с–пальчик по–фински. Он–то и придумывает способ избавиться от жестокого Йолупукки и эльфов, доказывая окружающим и в первую очередь своему старшему другу Юусо преимущество смекалки над грубой физической силой для победы над злом.
Герои те же, время то же
12 лет назад в российский прокат вышел фильм "Ёлки". Восемь сценаристов и шесть режиссёров трудились над созданием многофигурной композиции, связующим элементом которой стала теория шести рукопожатий и бумеранг добра, носящийся с одного конца страны на другой. Народная (по мысли создателей) франшиза должна была стать новой "Иронией судьбы", "Карнавальной ночью" и чем–то ещё, тоже важным и нужным, но добивалась этого статуса с переменным успехом. Последние по времени "Ёлки" выпустили уже не под Новый год, как практиковалось ранее, а 1 декабря.
Такая франшиза, конечно же, не изобретение отечественного кинопрома. В Италии значительно раньше додумались выпускать фильмы, герои которых попадают в нелепые обстоятельства, кому–то врут, кого–то обманывают, но счастливо выпутываются из всех передряг и в финале все линии приходят к благополучному знаменателю. Итальянские кинематографисты по такому случаю даже обзавелись специальным жанром, который назвали cinepanettone — серия фарсовых кинокомедий, которые ежегодно в количестве одной или двух выпускают к зимнему празднику.
В 1983 году режиссёр Карло Ванцини снял "Рождественские каникулы". Местом действия сделали фешенебельный Кортина Д’Ампеццо, где сходятся два семейства: одно — аристократическое и размахивающее своим титулом словно флагом, второе — недавно разбогатевшее и, конечно же, без изысканных манер. Глава нуворишей решил поднять свой статус поездкой на роскошный курорт, но по прибытии попрекает всех даже малыми тратами. Помимо центральных персонажей здесь задействована ещё масса героев второго плана, будто списанных с персонажей комедии дель арте: любвеобильный музыкант, скромная адвокатская жена, нескромная жена доверчивого богатея, молодые люди, выясняющие отношения, юная соблазнённая горничная и её разъярённый отец и так далее. Ванцини умело соединяет два контекста — социальный и романтический, и на выходе выдаёт сюжет, который и сейчас нескучно смотреть. Особенно если знать, что его музыкальный ряд составлен из бессмертных и ныне ностальгических хитов: Sunshine Reggae, I Like Chopin, Moonlight Shadow и т. п.
Фильм породил целую серию продолжений — и на сегодня вселенная "Каникул" вмещает в себя почти два десятка историй.
В том же 2010–м, одарившем российских зрителей "Ёлками", в Польше сняли и показали "Письма к М.", которые можно считать вариацией на темы обожаемой многими британской "Реальной любви" (2003) Ричарда Кёртиса. На родном материале режиссёр Митя Окорн рассказывает истории нескольких десятков героев, а М. — это имя радиоведущего Миколая (Матей Штур), который вынужден оставлять своего маленького сына один на один с радиоприёмником и отмечать праздник на работе.
В 2014–м вышло продолжение с теми же персонажами, но повзрослевшими и подросшими. А затем было снято ещё два фильма этой франшизы, но уже с другими героями и в иных обстоятельствах. Неизменным сохраняется лишь время действия — канун Рождества.
Принцессы реальные и сказочные
Но какой может быть праздник без сказки?! И таких фильмов тоже с избытком. Например, в Австрии любят "Сисси — молодая императрица" (1955) — вторую часть жизнеописания Елизаветы Баварской за авторством Эрнста Маришки, специалиста по костюмно–декоративным киноисториям. Заглавную роль в этом и трёх других фильмах сыграла юная Роми Шнайдер, чья кинокарьера тогда только начиналась. Роль принцессы, а затем повелительницы целой империи стала и удачей, и проклятием актрисы. Зрители хотели в ней видеть только Сисси, Шнайдер же прилагала массу усилий, чтобы не остаться в памяти исполнительницей одной роли. Во втором томе киноапокрифа в фокусе внимания непростая жизнь Елизаветы, оказавшейся в новой для себя обстановке и вступившей в конфликт со своей свекровью — матерью императора Франца–Иосифа, требовавшей неукоснительного подчинения дворцовым правилам и этикету. Чем не история про злую мачеху и добрую, но несчастную (временно) девушку?
А звание одного из главных хитов предрождественских телепоказов в европейских странах получила сказка "Три орешка для Золушки". Снятая в 1973 году кинематографистами ЧССР и ГДР, она завоевала популярность не только в соцстранах, но и в Норвегии, Швейцарии, Германии, Великобритании. За основу здесь взята версия, написанная чешской писательницей Боженой Немцовой. Сценарист Франтишек Павличек был в то время в немилости у власти, и в титрах он значится под именем Богумилы Зеленковой. Знали об этом лишь режиссёр Вацлав Ворличек и один из руководителей киностудии "Баррандов" Ота Хофман.
На главные роли позвали дебютантов — 19–летнюю Либуше Шафранкову и 24–летнего Павела Травничека. Золушка, сыгранная Шафранковой, не вписывалась в уже сформировавшийся киноканон: её героиня независима, ловко владеет оружием, уверенно сидит в седле и не даёт спуску обидчикам — будь то мачеха или королевский отпрыск.
Фактически Ворличек и его команда опередили время, создав отличную от прежних ролевую модель, которую сегодня можно воспринимать как профеминистскую.