Россияне назвали социологам три варианта развития экономики страны. Эксперты полагают, что реализуется самый умеренный из них.
Информационно–аналитический центр "Содружество" провёл масштабное исследование оценки восприятия россиянами экономического развития страны и антисанкционной деятельности правительства. В нём приняли участие жители Санкт–Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Ростова–на–Дону — активные потребители новостной повестки по телевизору и в интернете.
В каждом городе организаторы собрали по две фокус–группы: среди молодёжи 25–35 лет и граждан среднего возраста — 36–55 лет. Отчёт с результатами исследования эксклюзивно был предоставлен "ДП".
Повестка дня
Многие респонденты отметили, что им перестало хватать денег на сохранение привычного уровня жизни. Из–за роста цен участникам фокус–групп пришлось отказаться от отдыха за границей и покупки нового автомобиля. Также опрошенные пожаловались на стоимость отечественных товаров, заменивших импортные.
Однако нашлись и те, кому кризис и уход зарубежных компаний пошли на пользу: материальных трудностей не испытывают сотрудники оборонного сектора, IT–специалисты, а также работники промышленности и бизнес, ориентированный на взаимодействие с крупными предприятиями.
Многие респонденты сказали о тревожном состоянии, которое испытывали в течение этого года, но не смогли конкретно обозначить, чего они боятся. И только единицы говорили не о лишениях, а о том, чего удалось избежать, — кризиса, аналогичного произошедшему в 1990–х годах.
Доцент кафедры управления и предпринимательства МГГЭУ Инна Литвиненко замечает, что среднестатистический гражданин в первую очередь ориентируется на мнение своего окружения: на то, что он видит и чувствует каждый день. Исходя из того, какие программы он смотрит и каких экспертов читает, он делает выводы и прогнозирует будущее.
"Выводы, которые делаются, особенно весьма положительные и весьма отрицательные, скорее всего, некорректны, обладают большой степенью погрешности", — говорит экономист.
Найти замену
Одна из распространённых претензий в адрес правительства, прозвучавшая от респондентов, — неудавшаяся программа импортозамещения. Опрошенная молодёжь оценивает ситуацию преимущественно с точки зрения дефицита товаров на рынке. Молодые люди считают, что проблемные сферы — это IT и производство микроэлектроники.
Участники среднего возраста говорили об экономической ситуации более взвешенно. Проблемными отраслями они назвали транспорт, химическую промышленность и производство легированной стали. С трудностями эти сферы столкнулись из–за санкций.
Про параллельный импорт респонденты говорили оптимистичнее. Они считают, что благодаря этому процессу удалось избежать экономического коллапса.
Образ импортозамещения в головах у людей хуже реальной ситуации, считает Артём Косоруков, политолог и старший преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова. "Население не сильно пострадало, учитывая, что по отдельным категориям лекарств не ввели санкции, по ряду лекарств от онкологии российские аналоги получили серьёзный госзаказ", — считает эксперт. По его словам, сейчас на полках магазинов есть полный набор новейших моделей бытовой техники и электроники. Товары в Россию завозят через другие страны, но весь ассортимент представлен.
Теория заговора
Мнения о работе и действиях правительства разделились. Некоторые респонденты отметили, что правительство старается преодолевать существующие трудности, но не всегда делает это вовремя.
Также респонденты не смогли озвучить положительные экономические решения исполнительной власти. Самым важным они считают льготы и субсидии частному бизнесу, который занимается импортозамещением.
Петербургская молодёжь нарисовала "наиболее фантастическую картину о работе правительства", отмечается в отчёте. "Большинство участников поддерживали теорию заговора, согласно которой члены правительства, не относящиеся к силовому блоку, не являются патриотами и склонны к вредительству", — сказано в документе.
Кроме того, большинство считает главу ЦБ Эльвиру Набиуллину членом правительства и вице–премьером. В числе "вредителей" респонденты назвали бывшего зампреда правительства РФ Аркадия Дворковича, министра финансов Антона Силуанова и экс–главу "Роснано" Анатолия Чубайса. Также петербуржцы считают, что настоящими патриотами являются только министры–силовики, а остальные "спонсируются Западом".
Теория заговора — это медиаобраз, созданный для снижения общественного недовольства, считает Артём Косоруков. По его словам, те должностные лица, которых респонденты считают вредителями, проводили непопулярную политику и терпели имиджевые убытки.
Образ будущего
Единого мнения о текущем состоянии российской экономики участники исследования не выразили. Одни говорят о развитии, другие — об ухудшении. Пессимисты считают, что экономика не справляется с последствиями санкций, многие отрасли переживают спад, а население сталкивается со снижением потребления и падением качества жизни.
Многие отметили, что конец 2022–го — начало 2023 года станут переломным моментом для российской экономики: либо начнётся выход из кризиса, либо усилится экономический спад.
Артём Косоруков считает, что говорить о переломном моменте пока сложно.
"Только в 2022 году после начала СВО были приняты структурные решения в экономике. Министерство промышленности и торговли перешло на ежегодные планы по наращиванию отечественного производства и замещению того производства, которое оставляют западные производители. Берётся оперативное управление над предприятиями, и в 2022 году просто закладываются основы более самодостаточной экономики. Экономики, разворачивающейся на Восток", — рассуждает эксперт.
Респонденты практически единодушны в том, что будущее российской экономики зависит от итогов событий на Украине. При самом худшем сценарии спецоперация может затянуться и даже распространиться на другие бывшие республики СССР. Также опрошенные считают, что ситуация зависит от наращивания или сокращения санкций европейских государств. При этом они уверены, что страны Азии продолжат экономическое сотрудничество с Россией.
Россияне видят три сценария развития событий в перспективе года. При оптимистичном боевые действия на Украине закончатся, а санкции будут полностью или частично сняты. В основе пессимистичного лежит опасение о продолжении СВО и расширении санкций. Также новые этапы мобилизации могут повлечь релокацию молодых мужчин, которые будут выключены из экономики.
Сторонники реалистичного сценария считают, что через год украинские события будут продолжаться, ситуация с санкциями сильно не изменится, а люди привыкнут к новым реалиям. При таком варианте расширится параллельный импорт, а рынок наполнится китайскими товарами.
Инна Литвиненко считает, что сейчас делать выводы о том, какой сценарий воплотится, весьма сложно.
"Наша экономика движется в правильном направлении. Она справляется, и ближе — средний сценарий, между оптимистичным и реалистичным. Однозначно, что первая половина 2023 года будет сложной", — считает эксперт. Но для ЕС и США, по её мнению, это время окажется ещё тяжелее.
По словам Инны Литвиненко, несмотря на объявленные санкции, Россия обладает высокой степенью интегрированности в мировую экономику и продолжает поставлять энергоресурсы. В зависимости от цен на них страна может диктовать свою политику, повышать степень своей независимости и влиять на мировую экономику.
"Мы начинаем накапливать резервы для того, чтобы перестраивать свою экономику в сторону производства готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости, то бишь уходим в сторону индустриальной экономики", — резюмирует экономист.