Товары ушедших из России брендов начали доставлять байеры

Автор фото: Сергей Ермохин

Количество байеров в России растёт. Через них стали доставать товары ушедших с российского рынка брендов.

Зарубежные бренды массово уходят с российского рынка. В NF Group в Санкт–Петербурге выяснили, что 16 международных торговых марок, среди которых Calvin Klein Jeans, Camper, Daniel Wellington, Jack Wolfskin и другие, уже закрыли магазины в ТЦ Петербурга. Ещё 20 остались работать под другими названиями. Например, бывшие бренды польской LPP (Reserved, Mohito, Sinsay, House, Cropp) теперь называются Re, Mo, СИН, ХС и Сr. Покинула российский рынок компания H&M, остаются временно закрытыми магазины Zara и бренды тяжёлого люкса, такие как Chanel, Dior и др.
Далеко не все почитатели этих брендов нашли замену. В поисках привычных товаров потребители стали всё чаще обращаться к байерам. Их просят привезти тот или иной товар, который больше не найти в России.

Они ушли, но мы доставим

Управляющий директор CDEK.Shopping Дмитрий Пивоваров отмечает, что спрос на товары из–за рубежа растёт ежемесячно. Количество заказов, оформленных в CDEK.Shopping в августе, вдвое превышает показатели июля. Сентябрь к августу — количество заказов выросло в 3,5 раза. Октябрь к сентябрю — в 2 раза. За 7 месяцев работы CDEK.Shopping доставил более 10 тыс. посылок. Это связано в том числе с развитием платформы и расширением ассортимента. Сегодня на CDEK.Shopping представлено более 80 тыс. товаров.
"CDEK.Shopping работает по принципу “всё включено” — клиент выбирает товары на онлайн–витрине, оформляет и оплачивает заказ, а выкуп товара, таможенное оформление и логистику компания берёт на себя. Доставка включена в стоимость товара, указанную на сайте", — уточняет Пивоваров. Потенциал у такой модели высок, так как российские потребители хотят продолжать покупать оригинальные товары любимых брендов.
Помимо маркетплейсов потребности покупателей готовы удовлетворить и профессиональные байеры. Байер проекта Sale_usa_kirov Евгения Захарова рассказала "ДП", что сейчас в основном заказывают одежду, обувь, аксессуары. Кто–то просто хочет сэкономить и купить брендовую вещь дешевле, чем в России. Кто–то ищет эксклюзивные товары, которые в России не представлены. И если раньше был спрос только на брендовые вещи, часто высокого ценового сегмента, то сейчас спрос есть на всё, что не купить в стране, — от H&M до IKEA. Иногда даже просят привезти бытовую технику.
"Я сама люблю шопинг и не люблю переплачивать за вещи. Узнав, что за рубежом можно покупать брендовые вещи дешевле, я начала заказывать их себе, а потом друзьям, знакомым. Далее появилась идея создать целое сообщество. Обычно я выкладываю уже готовые предложения для своих подписчиков. Они выбирают товар, вносят предоплату, и мы выкупаем вещь. С началом событий на Украине работать стало намного сложнее. В первый месяц мы даже приостановили свою деятельность, так как перестали работать сервисы оплаты и зависли все методы доставки. Но сейчас мы нашли пути — сложные, но действующие", — рассказывает Евгения Захарова. Предпринимательница уверена, что до тех пор, пока бренды не вернутся в Россию, её услуги будут высоко востребованы.

Профессия не для всех

Дмитрий Пивоваров подтверждает, что на витрине CDEK.Shopping представлено большое количество брендов среднего сегмента, в том числе Zara, Uniqlo, H&M. "И мы действительно наблюдаем рост количества заказов товаров этих марок", — говорит он.
"Байеров сейчас стало много. Каждый, кто переехал за границу, видит потенциал в этой работе, пытается начать развиваться в этой отрасли. Но не всё так просто, особенно сейчас. Есть очень много проблем, связанных с переводом денежных средств, логистикой, санкциями", — дополняет Захарова.
Руководитель отдела проектных продаж компаний DARI и Ex–Light Роман Чун также говорит, что спрос на услуги байеров повысился. Но только на тех, кто имеет опыт по работе с параллельным импортом и хорошие наработанные контакты. Потенциал развития этого направления достаточно высок, считает эксперт. Причём в первую очередь будут цениться специалисты, которые хорошо знакомы с азиатским рынком. Самое перспективное направление на сегодняшний день — это Китай.

Свой интерес

Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская подчёркивает, что байеры работают с абсолютно разными категориями товаров. Не только с одеждой, но и с косметикой, парфюмерией, продуктами питания. Сейчас закупками стали заниматься ещё и бывшие сотрудники зарубежных компаний, которые ушли с российского рынка.
"Они на проектной основе запускают небольшие стартапы и вполне успешно работают, потому что маркетплейсы заинтересованы в таком сотрудничестве. Контакты с сетями налажены, контакты с поставщиками разных услуг, например транспортных, тоже есть. Поэтому им остаётся делать то же самое, чем они занимались ранее, просто в других масштабах", — говорит эксперт.
Сумишевская замечает, что байеры могут подписывать договоры с федеральными сетями и заходить на их полки с востребованным ассортиментом. Например, в категории косметики, парфюмерии. По её мнению, модель с параллельными закупками для обеспечения рынка привычным ассортиментом будет набирать обороты. Раньше работали одни каналы, теперь другие — неофициальные. Причём маржинальность у байеров может быть 30–40%, это зависит от категории реализуемого товара. Если маржинальность ниже 15%, заниматься этим бизнесом совсем невыгодно.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал отмечает, что услуги байеров стоят недёшево. Кроме того, есть ряд существенных нюансов. Часть предсказуемых проблем бывает связана с тем, что при заказе одежды нужно, чтобы она подходила по фигуре, поэтому требуется примерка. В связи с этим есть определённый материальный риск как со стороны покупателя, так и со стороны байера. Поэтому особое значение имеет такая составляющая, как взаимное доверие.
Поэтому, по мнению Сигала, вряд ли эта услуга будет носить массовый характер. Скорее всего, обычные потребители переключатся на другие бренды и начнут осваивать новые онлайн–магазины, будут планировать своё потребительское поведение, исходя из доступных каналов продаж. Но, возможно, какие–то товары всё же будут поступать от байеров и для массового рынка, если они сумеют правильно воспользоваться отсутствием иностранных брендов.