Страховые полисы подорожали из-за инфляции и растущих аппетитов бизнеса

Автор фото: Донат Сорокин/ТАСС
Оформление страхового полиса.
Банк России на прошлой неделе опубликовал отчёт за III квартал 2022 года по рынку страхования. Всё оптимистично: сборы выросли на 0,8% в годовом выражении после снижения на 5,6% за предыдущий квартал. Прибыль увеличилась на 23%. Меньше всего повезло страхователям: стоимость страховой защиты заметно возросла.
Традиционно рост рынку обеспечили моторные виды (ОСАГО и каско) и накопительное страхование жизни. Снижение продаж в так называемом "банкостраховании" (частое требование при оформлении розничного кредита) компенсировано повышением тарифа.
В минувшем сентябре ЦБ РФ расширил тарифный коридор ОСАГО на 26% в обе стороны: с 2224–5980 до 1646–7535 рублей. Поводом стало удорожание запчастей, с которым страна столкнулась после февраля 2022 года, и убыточность данного вида для страховщиков. Тем не менее регулятор отметил, что для безаварийных водителей цена может стать ниже. Подтвердить удешевление пока невозможно — сентябрьские продажи не отразились на показателях.
Повышение стоимости полисов ОСАГО должно помочь страховщикам снизить их собственные затраты: ведь цены контрактов не менялись, а запчасти с начала года подорожали более чем на 30%. То есть компании стали больше тратить, чем получать. Особенно остро встала проблема по автостёклам и кузовным элементам. Как пояснили "ДП" эксперты, сейчас ситуация улучшилась, но актуальной остаётся проблема дефицита стёкол, так как порядка четверти от потребности рынка не производится в России.
Тарифы по другим видам страхования могут снижаться, хотя стоимость полиса увеличивается. Это происходит за счёт повышения суммы покрытия, особенно в имущественном и медицинском страховании.
"В основном тарифы снижаются, чтобы сохранить общую платёжную нагрузку по ипотечному кредиту, — отмечает Денис Титов, директор департамента страхования имущества физлиц “АльфаСтрахование”. — По мере снижения господдержки и роста ипотечных ставок тарифы, возможно, будут снижаться ещё".
Так, если при классической ставке 0,1% по страхованию квартир в ипотеке в начале года при среднем размере кредита в Петербурге премия могла составлять примерно 48,8 тыс. рублей, то по итогам октября — уже 53,1 тыс. И это без стоимости защиты от несчастных случаев.
В автокаско, которое подорожало примерно на 25%, страховщики чаще стали применять механизм франшизы (сумма непокрываемого страховкой убытка, что снижает стоимость полиса). Появились "усечённые" от базового наполнения полисы, варианты с ремонтом аналогами, а не оригинальными запчастями. Кроме того, практически все страховщики стали предлагать вносить доплату за действующие полисы каско, увеличивая таким образом сумму страхового покрытия.
"Рост цен на автозапчасти отразился на объёмах выплат по автострахованию, в среднем в ОСАГО она увеличилась на 17,4%", — говорится в обзоре Банка России.
Регулятор не раскрывает данные по конкретным видам страхования, ограничившись общей оценкой: сборы в III квартале составили 465,7 млрд рублей, на выплаты направлено 224,2 млрд, что на 10% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Коэффициент убыточности (соотношение выплат к полученным премиям) в целом по рынку увеличился с 49,5% в июле–сентябре 2021 года до 52% в текущем периоде. При этом в ОСАГО он снизился — с 71,3 до 70%.
В сегменте ДМС продолжается сокращение сборов: по итогам квартала рынок снизился на 0,1% год к году. По оценке регулятора, это вызвано смещением спроса в корпоративном сегменте в сторону более дешёвых программ с усечённым набором рисков. Средняя сумма страховой премии по ДМС сократилась, а выплаты увеличились вслед за ростом стоимости медицинских товаров и услуг.
"Из негативных тенденций стоит отметить увеличение частоты обращений по ДМС, — говорит Николай Ларин, заместитель директора по андеррайтингу филиала СЗРЦ “РЕСО–Гарантия”. — Страхователи опасаются, что в будущем они или их работодатели не смогут продлить полисы, и стремятся максимально использовать возможности действующих договоров".
Компании вводят новые способы оплаты полисов: в дополнение к традиционной рассрочке или покупке в кредит появляются механизм оплаты долями (BNPL, с англ. Buy Now — Pay–Later, покупай сейчас — плати потом) и по подписке (последнее знакомо по квитанциям ЖКХ).
Доля банков как канала продаж страховых продуктов пока составляет 39% от общего объёма продаж за квартал. Однако за последние полгода свои позиции усилили агенты–физлица (20%). Объяснение простое: банки в попытке компенсировать потери повысили комиссии, которые они берут со страховщиков. Агенты из–за более сильной конкуренции и ради удешевления полисов, напротив, жертвуют собственными комиссиями.
Впрочем, тренд на общую монополизацию рынка продолжается: на сегодня с лицензиями в стране работают 143 компании. Доля рынка по объёму взносов у топ–20 страховщиков за год выросла на 2 процентных пункта, до 87,9%.
С 1 октября текущего года ЦБ РФ ввёл обязательный минимальный перечень рисков для включения в страховку, а также ограничил перечень возможных исключений из страхового покрытия, что должно сократить основания для отказа в выплате. Также компании обязаны предоставлять страхователю КИД (ключевой информационный документ), по аналогу с потребительским кредитованием, в котором вся существенная информация вынесена на первый лист договора.
Падение количества заключаемых договоров по автострахованию, вызванное сокращением продаваемых автомобилей, а также частичное снижение сборов премии компенсируется ростом страховых сумм. Увеличиваются и ставки, так как страховщики учитывают влияние негативных факторов на убыточность, которая в автостраховании растёт по мере роста числа угонов и роста стоимости запчастей и ремонтных работ. Пока ситуацию в моторных видах настоящим кризисом я бы не назвал. Да, есть клиенты, которые приняли решение отказаться от полисов каско, но предпочли варианты усечённого каско с сокращённым пакетом рисков. Но есть и такие, которые не только не отказались, но и увеличили страховую сумму по договору, чтобы её хватило на ремонт автомобиля в условиях сильно подорожавших запчастей.
Андрей Бурлак
Заместитель генерального директора "Абсолют Страхование"
Тарифы на каско в среднем по городу выросли на 25–30%. Существенно расширилась линейка бюджетных программ. У некоторых компаний, которые раньше не предлагали страхование только от угона, появился такой вариант страхования. Другие ввели каско с выплатой денежной компенсации, а не ремонтом. Прогноз на 2023 год — если не произойдёт каких–то серьёзных изменений, тарифы продолжат плавно корректироваться вместе со стоимостью корзины запчастей и ценой новых автомобилей. Позитивно может повлиять небольшое снижение ставки ЦБ РФ: это будет способствовать росту кредитного и ипотечного страхования, улучшится ситуация с продажами новых автомобилей, что поддержит автокаско.
Татьяна Никифорович
Вице-президент по развитию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование"