Первый пласт комом: крупный девелоперский проект стал жертвой нового генплана

Землевладельцам не удаётся пролоббировать изменения в проект нового генплана, которые открыли бы им возможности для застройки привлекательных территорий. Камнем преткновения стал гособоронзаказ.

Завод по производству пластмасс "Пластполимер" в судебном порядке разорвал со шведской строительной компанией Bonava предварительный договор купли–продажи двух участков в Калининском районе Петербурга, на ул. Жукова, заключённый в сентябре 2021 года. Основанием для расторжения, как следует из материалов дела, стало существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при подписании договора.
Предварительный договор включает в себя отлагательные условия, согласно которым для совершения сделки требуется вступление в силу новой редакции генплана Петербурга с учётом изменений, "разрешающих жилую застройку (многоэтажную жилую застройку) в качестве основного вида разрешённого использования земельных участков или условно–разрешённого вида использования", говорится в решении суда.

Безусловно, расторгнуть

Однако выполнить отлагательные условия, предусмотренные предварительным договором, не удалось. В июле 2022 года городской комитет по промышленной политике, инновациям и торговле сообщил, что поправки в генплан в данном случае возможны "исключительно на основании концепции, предусматривающей выделение не менее 1 га территории для размещения производственных объектов" (притом что общая площадь участков не намного превышает 3 га).
В итоге суд пришёл к выводу о том, что после заключения договора произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при подписании договора. Поэтому арбитраж удовлетворил требование "Пластполимера".
Юристы обращают внимание на то, что кроме ссылки на невозможность изменения территориальных зон суд укрепил своё решение указанием и на другие обстоятельства дела. Так, сделки с резидентами недружественных государств должна согласовывать правительственная комиссия, чего не произошло. Кроме того, на заводе исполняется гособоронзаказ (ГОЗ). "Любые сделки, ставящие под угрозу деятельность истца по исполнению ГОЗ, являются недопустимыми", — отметил суд.
"С политической точки зрения с доводом об отсутствии разрешения правительственной комиссии на сделку спорить сложно. Но юридически он небезупречен. Указом президента № 81 от 01.03.2022, на который сослался суд, устанавливается особый порядок для совершения сделок, влекущих возникновение права собственности на недвижимость. К какой бы недружественной юрисдикции ни относилась компания Bonava, всё же она заключила только предварительный договор, последствие которого — появление обязанности заключить основной, а не возникновение права собственности на недвижимость. Учитывая, что появление основного договора купли–продажи было поставлено под будущие условия со сроком осуществления до конца 2025 года, у сторон было ещё несколько лет для получения необходимого разрешения", — указывает Алексей Агеев, партнёр юридической фирмы Ru.Courts.
Как рассказал участник рынка, близкий к сделке, до геополитических потрясений 2022 года Bonava действительно намеревалась купить эти два участка и перевести их под жильё. По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить 0,9–1,2 млрд рублей, но эти деньги "Пластполимер" получил бы после получения разрешения на строительство. "На стадии предварительного договора никаких финансовых обязательств между сторонами не было. А после того как Bonava заявила о своём уходе с рынка, стало понятно, что договор надо расторгать, но, по существующим процедурам в шведской компании, это надо было сделать через суд", — рассказал он.
В итоге сейчас сделка расторгнута и никто ни к кому претензий не имеет, рассказали "ДП".
Стороны спора отказались от официальных комментариев.

Всё идёт по генплану

Генеральный план — это один из основных документов территориального планирования, который по определению не должен меняться слишком часто. В частности, на его основании устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков. Срок, на который утверждают генеральные планы, составляет не менее 20 лет. Нынешний генплан Санкт–Петербурга принят в декабре 2005 года.
Процедура изменений в генплан глобально состоит из подготовки его проекта, чем занимаются городские власти, предложений по его изменению со стороны частных лиц, публичных слушаний, рассмотрения результатов Законодательным собранием и принятия (либо отклонения) изменений. Действующий генплан города менялся около 10 раз. Большая часть изменений внесена обычной процедурой — законами Петербурга, а также несколько экстраординарным способом — судебными актами Верховного и Санкт–Петербургского городского судов.
Новый генплан, как неоднократно уверяли городские власти (в том числе и в своих предвыборных обещаниях), должны были принять в 2018 году, но сроки неоднократно сдвигали. В итоге к марту 2021 года, когда плановый срок действия главного градостроительного документа истёк, замена так и не была готова.
При этом проект документа, рассчитанного на период до 2050 года, был разработан ещё в 2020 году. Сначала его долго согласовывали с федеральными министерствами и ведомствами, потом претензии пришли из Ленинградской области (в том числе связанные с местами размещения "мусорной" инфраструктуры), потом в Петербурге начались выборы депутатов и т. п. Постепенно сроки рассмотрения и утверждения сместились на конец 2021 года, затем — на весну 2022–го, потом — на осень 2022–го. Недавно было объявлено, что генплан утвердят весной 2023–го.
Эксперты сходятся во мнении, что в 2023 году Смольный всё–таки утвердит документ. Во–первых, власти провели его общественное обсуждение ещё летом 2022–го. Правда, рассматривать поданные заявки (их поступило более 11 тыс.) на специальной комиссии под председательством вице–губернатора Николая Линченко, по данным комитета по градостроительтсву и архитектуре (КГА), ещё не начали. А только после комиссий можно будет начать "сводить" единый документ для передачи в Законодательное собрание. Во–вторых, принятие генплана нужно не только для частных, но и для бюджетных строек. В–третьих, даже для нынешней администрации Петербурга такая задержка является вопиющей.

Вопрос подвис

Участники рынка говорят, что, пока главный градостроительный документ города не принят, застройщикам сложно прогнозировать, что будет с рынком земли. "С одной стороны, когда утвердят генплан, интересных девелоперам земельных участков станет больше. С другой стороны, мы видим ситуацию, когда продажи недвижимости упали и девелоперы тщательно взвешивают все за и против, рассматривая для покупки новые “пятна”. Более того, многие компании уже скорректировали свои планы по поводу покупки земельных участков", — рассказал Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию объединения "Строительный трест".
В ходе кампании по приёму предложений по корректировке проекта нового генплана городские власти получили десятки заявок от правообладателей на перевод участков в новую функцию с целью вовлечения в оборот земли для застройки, в том числе жилой. На данный момент они прошли лишь первичную обработку по формальному признаку — КГА разделил их на имеющие отношение к предмету обсуждений и не имеющие. Решать судьбу каждого проекта будут сначала члены комиссии по внесению изменений в генплан, а потом депутаты ЗакСа.
"Безусловно, принятие документа отразится и на активизации сделок. Тем не менее те, кто уже имел планы и договорённости, от своих намерений не отказываются — все понимают, что процесс не будет быстрым и предсказуемым по срокам. Другое дело, что, когда мы говорим о корректировке генплана, мы понимаем, что сама корректировка — не самоцель, а лишь промежуточный этап. Всех заинтересованных в переводе земель будет скорее интересовать последующая синхронизация функций генплана и соответствующих функций ПЗЗ. На этом этапе также предстоит большая работа", — говорит Василий Селиванов, руководитель холдинга LEGENDA:
Сейчас, по словам Алексея Лазутина, руководителя отдела инвестиционных продаж и корпоративных услуг IPG.Estate, многие сделки приобрели отложенный статус. "Но цены на земельные участки снизились не только ввиду неутверждённого генплана, а в том числе из–за падения спроса на строящееся жильё. На текущий момент их стоимость опустилась, но не достигла допандемийного уровня", — полагает он.
Неопределённость с генпланом и противоречивые заявления чиновников, конечно, сказываются на рынке земли Санкт–Петербурга. Одни чиновники заявляют, что хотят создать комфортную городскую среду, другие настаивают на сохранении всех промышленных предприятий в черте города. Некоторые собственники давно закрытых промышленных предприятий годами ждут перевода в жилую или деловую зону, а регулярные переносы сроков утверждения генплана лишь затягивают процесс редевелопмента устаревших производственных площадок. Если на растущем рынке девелоперы, веря в подъём рынка, готовы были покупать участки про запас, то сейчас такой тенденции не наблюдается. Востребованы проекты с максимальной степенью проработки, риски реализации которых сведены к минимуму. На стоимости земельных наделов сказались как общий экономический спад, так и градостроительные ограничения. Сейчас многие девелоперы предпочитают купить проект "в поле", нежели заниматься редевелопментом. Хотя есть и те, которые понимают, что в центральных локациях недвижимость будет востребована всегда, несмотря ни на какие кризисы, поэтому готовы рисковать собственными средствами. Учитывая, что большинство проектов сейчас покупается за счёт банковского финансирования, банк далеко не всегда готов делить с девелопером риск неполучения разрешения на строительство в разумные сроки.
Виталий Бахарев
генеральный директор ГК "Альфа Фаберже"
Главная проблема в том, что в отечественной правовой системе не предусмотрен нормальный судебный контроль за исполнимостью, экономической эффективностью, общественной целесообразностью и другими значимыми основаниями решений публичной власти. В части принятия документов территориального планирования, в том числе генерального плана, нет никаких критериев обоснованности установления тех или иных функциональных зон, от которых в конечном счёте зависит, каким образом можно использовать земельный участок. Например, общественно–деловая зона меняется на рекреационную, процедура соблюдена, но у бюджета отсутствуют средства для реализации рекреационных проектов и инвесторов нет. Формально власть действует в рамках своих полномочий, но понятно, что принятие решения не будет исполнено и общественной пользы от него никакой. Ещё вариант — функциональная зона, допускающая застройку, меняется на зону зелёных насаждений, где строить нельзя. При этом соответствующий район и так обеспечен зелёными насаждениями по самым строгим нормативам. К такому решению возникают вопросы с точки зрения его экономической эффективности, поскольку строительство могло принести и налоги в бюджет, и рабочие места, а его негативные последствия, очевидно, уже были учтены, поскольку соответствующая зона изначально предназначалась для застройки.
Алексей Агеев
партнёр юридической фирмы Ru.Courts