Смольный щедро профинансирует тепловые сети, но сэкономит на транспорте с газом

Автор фото: Сергей Коньков
Смольный опубликовал подписанный губернатором Александром Бегловым закон "О бюджете Санкт–Петербурга на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов". Топливно–энергетический комплекс города средствами не обделили.

Субсидии — это не обязательство

Ежегодно город через жилищный комитет выделяет теплоснабжающим организациям деньги на компенсацию недополученных доходов, возникающих из–за разницы льготного тарифа на отопление и горячее водоснабжения для населения и его экономически обоснованного значения. Из действующего бюджета предприятиям должны раздать 22,1 млрд рублей, на 2023 год была запланирована сумма 19,2 млрд. Однако в итоге на 2023 год ЗакС утвердил цифру 22,4 млрд — на 16,6% больше в сравнении с прошлогодним ориентиром.
При этом стоимость ГВС и отопления для жителей с 1 декабря в Петербурге проиндексирована на 8,4%, а размер субсидии, покрывающей тарифную разницу, в сравнении с 2022 годом прибавит только 1,35%. Однако это не означает, что организации недополучат существенный объём средств, полагает генеральный директор СРО "МежРегионРазвитие" Владислав Воронков, так как прямые производственные затраты компаний не обязательно выросли так сильно.
"Подобная субсидия — это не обязательство государства, а мера финансовой поддержки в случае наличия денежных средств в бюджете. Исходя из запросов, каждый субъект Федерации рассматривает, сколько денег может быть отпущено. Некоторые регионы вообще ничего не выделяют", — объясняет эксперт. Обновляется и развивается коммунальная инфраструктура в соответствии с утверждёнными инвестиционными программами.
И сетевой комплекс в предстоящем году получит свой бонус. На развитие и функционирование систем теплоснабжения Санкт–Петербурга на 2023 год комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО) получит 4,48 млрд рублей — в 1,39 раза больше, чем в текущем году. Действующий бюджет на эти цели в 2023 году закладывал почти 4 млрд рублей.
Однако актуализированные адресные инвестиционные программы АО "Теплосеть Санкт–Петербурга" и ГУП "ТЭК СПб", на которые в сумме приходится более половины городских тепловых коммуникаций, в публичном поле пока недоступны. Несмотря на то что комитет по тарифам города утвердил их ещё 18 ноября соответствующими постановлениями, ни на сайте ведомства, ни на портале официального электронного опубликования правовых актов администрации города они не выложены.
Не работают также и ссылки на документы, представленные на странице комитета по тарифам на сайте Смольного.
Не изменились планы по дотациям ООО "Петербургтеплоэнерго" на реализацию целевой программы города по строительству и техническому перевооружению объектов в Адмиралтейском и Центральном районах на период до 2025 года. В 2022–м на инициативу из казны выделили 458 млн рублей, на 2023 год — 342,5 млн рублей.
Однако немного сократили финансирование развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Вместо плановых 6,7 млрд рублей город согласился дать только 5,86 млрд. В текущем году на эти задачи предусмотрено выделить 3 млрд рублей.
Среди статей бюджета КЭИО в относительных цифрах наиболее радикально выросли расходы на развитие систем газоснабжения в Санкт–Петербурге — с текущих 99 млн рублей сразу до 1,5 млрд рублей. Ранее запланировано на 2023 год было только 543 млн рублей, но в итоге утвердили сумму почти в 3 раза больше.
Владислав Воронков предполагает, что повышение трат может быть связано с федеральной программой упрощённого подключения домовладений к газовому снабжению. "Санкт–Петербург хоть и город, но у нас есть частный сектор, есть пригородные районы — Курортный, Красносельский, Петродворцовый, в которых требуется подведение газовых сетей к домовладениям и модернизация этих систем", — говорит эксперт. Также, по его мнению, дополнительные расходы могут быть обусловлены в том числе и газификацией городских котельных — распределительные сети нужно подводить и к ним.

Моторы приглушат

Из расходов комитета по промышленной политике, инновациям и торговле исчезла строка о финансировании мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива. В 2022 году дотации составляли 26,8 млн рублей, ещё 31,2 млн рублей было запланировано потратить в 2023 году.
При этом на компенсацию части затрат на строительство газовых заправок для компаний и предпринимателей в следующем году выделят 180 млн рублей, а в 2024–м — 108 млн.
Однако на поддержку перевода на газ существующих авто, включая общественный транспорт и коммунальную технику, в 2023 году денег не дадут совсем.
В этом году данную строку расходов закрепили на уровне чуть менее 16 млн рублей, ещё 20,4 млн закладывали на 2023 год, а 5,8 млн — на 2024–й. Пока предполагается, что в дальнейшем субсидирование всё–таки вернётся — на 2024–2025 годы в статью заложено суммарно 27,5 млн рублей.
По данным комитета по транспорту на конец октября, всего в городской транспортной системе задействовано более 3,9 тыс. автобусов, из которых на газомоторном топливе работают 71,5%.
Автор стратегий автоследования "Финам" Дмитрий Марков считает переоборудование транспорта под использование газа правильным — данное топливо более экологично, а обходится дешевле. Из–за сокращения субсидий темпы перевода техники на газ могут замедлиться, полагает эксперт.
"В целом город заинтересован в развитии газового транспорта и газовых заправок в том плане, что сегодня существенную часть доходов бюджета дают налоги “Газпрома”. Он сейчас теряет европейский рынок, а где–то надо компенсировать эти объёмы. Было бы разумно идти навстречу главному налогоплательщику и позволять ему увеличивать продажи газа в регионе — отдача в виде налогов поступит обратно очень быстро", — считает Дмитрий Марков.