Как покорить море, небо и атом: история одного завода

"Деловой Петербург" продолжает цикл "Историй", посвящённых юбилею заводов Ижоры, которые были основаны по приказу самого Петра I в далёком 1722 году. Всё начиналось с небольшой частной лесопильни, которая перешла во владение государства и довольно быстро превратилась в промышленного гиганта — например, именно здесь был заложен первый пароход, который вошёл в состав Балтийского флота, а также разработана знаменитая танковая броня, сыгравшая важную роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Влияние разработок, созданных в стенах завода, ощущалось в различных сферах — от военного дела и кораблестроения до механики и металлургии. Специалисты предприятия внесли весомый вклад в освоение новых территорий, и в том числе Антарктиды. Отечественный флот остро нуждался в точных инструментах, которые помогли бы безошибочно указать путь в открытом море в любых погодных условиях. Мастерскую по приборостроению решено было создать именно на базе Ижорских заводов. Приборы, изготовленные в Колпино, активно использовались в экспедициях Русского географического общества, начиная с первой половины XIX века. Ижорскими инструментами были оснащены суда Ивана Крузенштерна, Фаддея Беллинсгаузена и многих других мореплавателей, чьи имена навсегда вошли в историю.
Крейсер II ранга "Джигит"
С развитием прогресса Ижорские заводы продолжали осваивать новые технологии. В XIX столетии страна особенно нуждалась в развитии транспортных сетей. Россия пока отставала от других держав: например, от Англии, где уже активно работала железная дорога и вовсю выпускались паровые машины. Так, на предприятии открылась новая современная мастерская по изготовлению механизмов для первых пароходов. Поначалу конструкции были достаточно громоздкими, но ижорским инженерам быстро удалось усовершенствовать технологию и даже обогнать иностранных коллег.
Покорив моря, умельцы Ижоры принялись укрощать небо. Успешный полёт братьев Райт вдохновил инженеров на создание первых летательных аппаратов — воздушных шаров, аэростатов и дирижаблей. Так, в стенах заводов были спроектированы и собраны модели дирижаблей "Голубь", "Сокол" и "Альбатрос". В первую очередь, эти машины предназначались для военных целей. Они были оснащены пулемётами и имели приспособления для сбрасывания бомб. Летательные машины могли находится в воздухе до 20 часов и вели разведку в годы Первой мировой войны.
Дирижабль "Альбатрос"
В первые послереволюционные десятилетия молодому советскому государству требовалось восстановление транспортной системы и промышленности. И здесь Ижорский завод (в единственном числе предприятие стало называться с 1908 года) снова стал лидером. В Колпино ремонтировалась большая часть паровозов и железнодорожных вагонов страны. Но главным достижением тех лет можно считать проектирование и строительство первого советского блюминга (прокатного стана). Ижорцы в 1931 году воплотили идею в реальность в рекордные сроки — в течение девяти месяцев. За следующие два года было введено в эксплуатацию ещё два таких стана, металлургия СССР вышла на новый уровень.
В первой половине XX века страна, как, впрочем, и вся Европа, переживала непростые времена: за одной войной последовала другая. 27 августа 1941 года в Колпино раздался первый взрыв. С того момента город и сам завод постоянно обстреливались. Всего за годы блокады на территорию фабрики было сброшено 127 тыс. мин, снарядов и авиабомб! Несмотря на боевые действия, предприятие продолжало работать и днём, и ночью. Конечно, не на полную мощность. Большая часть цехов была эвакуирована на другие заводы Ленинграда, Урала и Сибири. Но даже в блокадном кольце, осенью 1941 года, на заводе продолжали работать над технологией массового производства противоснарядной танковой брони. Из ижорских труб был проложен бензопровод по дну Ладожского озера, благодаря которому Ленинград удалось обеспечить горючим в годы блокады.
Ополченцы на крыше Ижорского завода
После войны заводы ждал период восстановления, растянувшийся на 10 лет. 60% зданий было разрушено, а повреждения в уцелевших корпусах составили около 45%. В итоге, когда предприятие снова заработало, объём выпущенной продукции составил всего чуть более 15% от довоенного уровня. Затем, в 50-е годы, начался новый этап модернизации производства — отстраивались новые цеха, росли мощности, осваивался выпуск новых изделий. Всего за 20 послевоенных лет ижорцам удалось наладить изготовление более 100 новых видов продукции.
Такие темпы позволили в очередной раз отстоять репутацию универсального предприятия, которое превратилось в одну из лидирующих отечественных площадок тяжёлого машиностроения. Например, здесь строили мощные, но комфортабельные карьерные экскаваторы с виброкреслом и кондиционером, сосуды для нефтеперерабатывающей промышленности, оборудование для строительства и сельского хозяйства.
Экскаватор ЭКГ 8
Вековой опыт производства брони пригодился Ижорскому заводу и в мирное время. Специальные стали, такие нужные для строительства боевых кораблей и танков, были также необходимы авторам ядерных разработок. Предприятие сделали базовым для изготовления оборудования атомной энергетики. Для этого ижорцы освоили выпуск металла, обладающего, казалось бы, исключающими друг друга свойствами — жёсткостью и эластичностью. Этот материал — хромомолибденованадиевая сталь — сегодня активно используется в атомном и нефтехимическом машиностроении.
Сварка кольцевых швов корпуса реактора на сварочном стенде, 1970-е годы
В сентябре 1961 года на Ижоре был произведён первый водо-водяной атомный реактор (ВВЭР), который затем запустили на Нововоронежской АЭС. Так началась новая, современная глава в развитии заводов Ижоры. Корпус ВВЭР-210 имел диаметр 4 метра, высоту, сравнимую с двухэтажным домом и должен был работать при температуре в 300 градусов. Он был первым в длинной модельной линейке реакторов такого типа, которые в следующие десятилетия были установлены во многих странах мира. Но об этом мы расскажем уже в следующей, заключительной статье цикла "Истории" про заводы Ижоры.