После ухода из России многих иностранных компаний бизнес стал ещё более активно, чем во время пандемии, искать пути замещения импортной продукции, формировать новые логистические цепочки. В строительстве это особенно отразилось на сегменте дорогого жилья, где покупатель всегда был более требовательным и уделял большое внимание брендам. Как девелоперам удаётся сегодня поддерживать спрос и не терять в качестве, "ДП" рассказал директор по продукту компании e. Development Пётр Буслов.
"Можно сказать, что застройщики сейчас вынуждены оптимизировать некоторые процессы. Нам приходится подбирать замену импортному оборудованию, но так, чтобы это никак в итоге не отражалось на комфорте жизни будущих владельцев квартир. Сложнее всего работать в бизнес-классе. Ушли с рынка: финская компания, мировой лидер по производству лифтового оборудования, датский концерн, специализирующийся на создании дорогой инженерии для теплопунктов, систем вентиляции и кондиционирования; начались сложности с поставками немецких премиальных окон. Варианты замены есть: Китай, Турция, Белоруссия, используются и достойные российские аналоги. Однако имена этих компаний, конечно не так известны на мировом рынке", — поясняет Пётр Буслов.
Директор по продукту компании e. Development Пётр Буслов
Зато сохраняется внешний вид и функциональность продукта, что немаловажно для потребителя, уточняет эксперт. Так, дизайн лифтовых кабин в премиальных линейках белорусского и китайского производства сложно отличить от европейских брендов. Получается, некий компромисс.
Если же проблем с поставками комплектующих нет, то, по словам эксперта, проекты реализуются ровно в том виде, в каком и предполагались изначально. А вот новые закладываются уже с учётом ситуации на рынке. Правда, сейчас девелоперы стараются не запускать с нуля объекты бизнес-класса, а по тем, где уже открыты продажи, в большинстве случаев поддерживают покупательский спрос за счёт оптимизации планировочных решений.
"Просторные семейные "двушки" в сегменте дорогого жилья сегодня не сильно востребованы. Всё-таки покупательская способность упала, а стоимость квадратного метра недвижимости — нет. Ведь "бизнес" и "премиум" — это прежде всего престижная локация, а значит, дорогая земля, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому многие застройщики делают более мелкую нарезку квартир, тем самым повышая ликвидность продукта и одновременно уменьшая бюджет покупки", — объяснил Пётр Буслов.
Однако всё это — с непременным сохранением качества, потому что, как подчеркнул эксперт, при выводе объекта на рынок, застройщик всегда берёт на себя определённую ответственность перед покупателем.
"В качестве примера приведу наш е.квартал бизнес‐класса "е.волюция" в нескольких минутах ходьбы от метро "Московские ворота". Это современный комплекс, в котором изначально всё было нацелено на создание комфорта и удобства для будущих жителей, а значит, ещё на этапе проектирования закладывалось много передовых инженерных решений: от навесных вентилируемых фасадов до высокотехнологичного оборудования внутри здания. Несмотря на все сложности с поставками, мы справились, где-то нашли варианты замены. Но, главное — добились того, что будущие жители останутся довольны результатом", — поделился Пётр Буслов.