Вынужденная оптимизация: как меняется строительный рынок на фоне санкций

После ухода из России многих иностранных компаний бизнес стал ещё более активно, чем во время пандемии, искать пути замещения импортной продукции, формировать новые логистические цепочки. В строительстве это особенно отразилось на сегменте дорогого жилья, где покупатель всегда был более требовательным и уделял большое внимание брендам. Как девелоперам удаётся сегодня поддерживать спрос и не терять в качестве, "ДП" рассказал директор по продукту компании e. Development Пётр Буслов.

"Можно сказать, что застройщики сейчас вынуждены оптимизировать некоторые процессы. Нам приходится подбирать замену импортному оборудованию, но так, чтобы это никак в итоге не отражалось на комфорте жизни будущих владельцев квартир. Сложнее всего работать в бизнес-классе. Ушли с рынка: финская компания, мировой лидер по производству лифтового оборудования, датский концерн, специализирующийся на создании дорогой инженерии для теплопунктов, систем вентиляции и кондиционирования; начались сложности с поставками немецких премиальных окон. Варианты замены есть: Китай, Турция, Белоруссия, используются и достойные российские аналоги. Однако имена этих компаний, конечно не так известны на мировом рынке", — поясняет Пётр Буслов.
Директор по продукту компании e. Development Пётр Буслов
Зато сохраняется внешний вид и функциональность продукта, что немаловажно для потребителя, уточняет эксперт. Так, дизайн лифтовых кабин в премиальных линейках белорусского и китайского производства сложно отличить от европейских брендов. Получается, некий компромисс.
Если же проблем с поставками комплектующих нет, то, по словам эксперта, проекты реализуются ровно в том виде, в каком и предполагались изначально. А вот новые закладываются уже с учётом ситуации на рынке. Правда, сейчас девелоперы стараются не запускать с нуля объекты бизнес-класса, а по тем, где уже открыты продажи, в большинстве случаев поддерживают покупательский спрос за счёт оптимизации планировочных решений.
"Просторные семейные "двушки" в сегменте дорогого жилья сегодня не сильно востребованы. Всё-таки покупательская способность упала, а стоимость квадратного метра недвижимости — нет. Ведь "бизнес" и "премиум" — это прежде всего престижная локация, а значит, дорогая земля, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому многие застройщики делают более мелкую нарезку квартир, тем самым повышая ликвидность продукта и одновременно уменьшая бюджет покупки", — объяснил Пётр Буслов.
Однако всё это — с непременным сохранением качества, потому что, как подчеркнул эксперт, при выводе объекта на рынок, застройщик всегда берёт на себя определённую ответственность перед покупателем.
"В качестве примера приведу наш е.квартал бизнес‐класса "е.волюция" в нескольких минутах ходьбы от метро "Московские ворота". Это современный комплекс, в котором изначально всё было нацелено на создание комфорта и удобства для будущих жителей, а значит, ещё на этапе проектирования закладывалось много передовых инженерных решений: от навесных вентилируемых фасадов до высокотехнологичного оборудования внутри здания. Несмотря на все сложности с поставками, мы справились, где-то нашли варианты замены. Но, главное — добились того, что будущие жители останутся довольны результатом", — поделился Пётр Буслов.