Мифы и реальность: новый взгляд на финансирование бизнеса

Автор фото: Валентин Беликов

Факторинг нельзя назвать новым инструментом, но до сих пор даже те, кто им пользуются, не знают обо всех его возможностях. Чтобы наглядно показать преимущества разных видов факторинга, развеять мифы и подчеркнуть перспективы его применения, Альфа-Банк пригласил своих корпоративных клиентов на бизнес-завтрак, который организовал совместно с "ДП".

В своём вступительном слове региональный управляющий петербургским филиалом Альфа-Банка Сергей Кульпин сразу задал тон предстоящему мероприятию, отметив, что истина рождается в споре и многое в банке делается для того, чтобы всегда сохранять возможность вести непринуждённый и конструктивный диалог с клиентом. Так и получилось. В конце встречи была предусмотрена отдельная часть под общение со спикерами, но несмотря на это вопросы из зала звучали уже во время выступлений.
Региональный управляющий петербургским филиалом Альфа-Банка Сергей Кульпин
Автор: Валентин Беликов
Руководитель дирекции факторинга Альфа-Банка в Москве Леонид Култыгин первым выступил с докладом о ёмкости и возможностях рынка факторинга в России. Эксперт подчеркнул востребованность инструмента, но в то же время добавил, что цифры могли быть гораздо больше. Так, согласно проведённому анализу, российский рынок сохраняет потенциал роста в части проникновения в ВВП страны примерно на 5%, в Европе же этот показатель доходит до 13%. Причём из 370 тыс. юрлиц, которым требуется привлечение дополнительного финансирования, более 100 тыс. не могут оперативно получить кредитование — не имея возможности предоставить, например, залог, они будут ограничены по условиям и размеру кредитного лимита.
Руководитель дирекции факторинга Альфа-Банка в Москве Леонид Култыгин
Автор: Валентин Беликов
В свою очередь, начальник отдела развития продаж продуктов факторинга Альфа-Банка в Москве Юлия Чебыкина, объяснила, что с данным видом привлечения денежных средств у представителей бизнеса до сих пор связано несколько мифов.
Во-первых, многие до сих пор считают этот инструмент узконаправленным и предназначенным только для поставщика с целью ускорения получения собственной выручки. Но прогресс не стоит на месте, и на протяжении 10 лет развития рынка в России продукт неустанно совершенствовался.
"Есть несколько вариантов, когда факторинг интересен прежде всего дебитору. Например, агентский факторинг, который предоставляется покупателю на финансирование закупок у поставщиков без привязок к условиям расчётов в контракте. Особенно выгодно это может быть кредитующимся клиентам банка, у которых уже есть лимит. Для них несомненным бонусом станут увеличение или получение отсрочки и снижение цены закупки", — отметила Юлия Чебыкина.
Специально для "ДП" Юлия Чебыкина подробнее рассказала об агентском факторинге и тех, кто может им воспользоваться:
В случае, если покупателя не устраивает период отсрочки от поставщика, банк может дать дебитору дополнительный период и взять за это комиссию. А за факторинг при этом платит поставщик, если ему нужны деньги раньше окончания установленного срока. Кроме того, если говорить о "классике", то для покупателя, безусловно, интереснее факторинг с регрессом, где ответственность погашения задолженности разделена между ним и клиентом, в отличие от безрегрессного, где рискует только дебитор. Также в зависимости от способа информирования третьей стороны о произведённой уступке факторинг может быть открытым и закрытым.
Второй распространённый миф — высокие тарифы. Однако, как показывает практика, ставка вполне сопоставима с кредитной, а в ряде случаев — даже ниже.
"По сути, берётся комиссия за предоставление денежных средств (в процентах годовых от суммы финансирования) и облагается НДС, который в полном объёме идёт к зачёту. Плюс предусмотрен фиксированный сбор на обработку одной поставки в 10 рублей. Наконец, взимается плата за управление дебиторской задолженностью — всего 0,004% в день от суммы счёта-фактуры поставки", — пояснила Юлия Чебыкина.
Третий миф состоит в том, что выделение средств по линии факторинга — процесс длительный и трудозатратный. Однако на деле большинство заявок рассматриваются в течение дня, а финансирование происходит в пределах двух-максимум двадцати рабочих дней. Это возможно благодаря тому, что фактор анализирует сделку, а не финансовое состояние поставщика, а значит, решение принимается по меньшему, чем в случае с кредитом, пакету документов. К тому же, по словам Леонида Култыгина, на сегодняшний день в банке порядка 300 тыс. дебиторов, по которым уже произведена оценка, что существенно ускоряет процесс и делает боле комфортным взаимодействие банка и клиента.
Юлия Чебыкина и Леонид Култыгин отвечают на вопросы собравшихся
Автор: Валентин Беликов
Ещё один несомненный плюс — привлечённые по схеме факторинга средства, в отличие от кредитных, можно тратить на любые нужды компании, и это никак не увеличивает её долговую нагрузку, что положительно сказывается на взаимоотношениях организации с контрагентами. Плюс всю волокиту с документооборотом банк берёт на себя. При этом общение с клиентами максимально диджитализировано: любые операции можно совершать онлайн, в личном кабинете, скрепляя свои действия усиленной квалифицированной электронной подписью.
Высокотехнологичность и универсальность в общении с дебиторами и поставщиками отдельно отметил директор среднего корпоративного бизнеса Альфа-Банка Кирилл Каптюгов: "Мы подстраиваемся под существующий документооборот клиентов, работаем с теми механизмами, которые у них уже налажены. Банк подключён практически ко всем платформам, через которые верифицируются поставки крупными федеральными сетями, но также при необходимости можем работать и с бумажными носителями".
В разговоре с корреспондентом "ДП" Кирилл Каптюгов рассказал об основных направлениях роста факторингового портфеля в Альфа-Банке:
Вопросы, которые интересовали собравшихся, были разными, но все из практики. Один из самых интересных, который вызвал активное обсуждение, — работа с маркетплейсами. Этот рынок, по словам Леонида Култыгина, только формируется, а взаимоотношения с его представителями ещё выстаиваются. Но уже налицо — уход от классического факторинга, хотя единого решения по документообороту с такими структурами пока нет. В этом направлении продукт активно дорабатывается и, возможно, как сказал Кирилл Каптюгов уже в первом-втором кварталах будущего года решение будет предложено.
В целом, участники бизнес-завтрака сошлись на том, что рынок факторинга пока недооценён, но инструменты продолжают развиваться, и всё больше представителей бизнеса находит их действительно удобными. В 2023 году в Альфа-Банке ожидают увеличение предпринимательской активности на фоне изменения объёмов поставок и формирования новых логистических цепочек, а значит, и планомерный рост рынка. Поэтому одна из основных ближайших задач банка — выйти на финансирование дебиторов любого сегмента бизнеса.