Оттепель в фитнес-клубах Петербурга сменилась заморозкой

Автор фото: Сергей Ермохин

Индустрия фитнеса опасается не справиться с новыми вызовами. Ей грозит как спад посещаемости, так и кадровые проблемы из–за ухода тренеров–мужчин.

Национальное фитнес–сообщество (НФС) попросило правительство добавить тренеров и инструкторов–методистов по физкультуре и спорту в перечень специальностей для отсрочки от частичной мобилизации. Предполагается, что их включат по коду ОКВЭД 93.13 "Деятельность фитнес–центров". При этом в Ассоциации операторов фитнес–индустрии (АОФИ) инициативу НФС не поддерживают, считая её несвоевременной.
Как отметила в беседе с "ДП" президент АОФИ Ольга Киселёва, большую часть тренеров фитнес–клубов (60–65%) составляют мужчины, которые находятся в хорошей физической форме. Пока клубы не подчитали, сколько представителей их штата получили повестки, и не фиксируют сильного оттока кадров, но участники рынка обеспокоены.

Проблем и без того хватает

Основатель коммуникационного агентства Poiesis Дарья Субоч считает, что мобилизация не доставит серьёзных кадровых проблем индустрии: мужчин–тренеров в принципе могут заменить девушки. "Другое дело, что в опустевших клубах услуга персональных тренировок в принципе будет не нужна. А мотивация быть красивыми без мужчин и заниматься своим телом если и останется, то лишь как инструмент борьбы с депрессией", — замечает она.
Впрочем, сейчас участники фитнес–рынка обеспокоены не только мобилизацией, но и другими проблемами, которые им подкинули последние несколько лет с ковидом и санкциями. До недавнего времени можно было говорить о том, что отрасль приходит в себя после локдаунов и самоизоляции. По показателям валовой выручки (по состоянию на 21 сентября) фитнес восстановился к уровню 2019 года. Однако эксперты ожидают, что в 2023–2024 годах индустрия окажется в состоянии стагнации и прирастать будет разве что на 2–3% в год. "Последнее время ситуация меняется на глазах, есть вероятность, что прогнозы окажутся неточны. За прошедшие пару дней у крупных клубов объёмы валовой выручки упали на 30–50%, объёмы клиентского трафика — на 40–50%", — оговаривается Ольга Киселёва.
Она добавляет, что восстановление по выручке не обязательно означает рост: расходы постоянно увеличиваются. В 2022 году они превысили уровень 2019–го более чем на 20% в среднем по стране. "Маржинальность фитнеса снизилась. Клубы стараются оптимизировать расходы. Например, если раньше они не лимитировали полотенца, которые выдают клиентам в премиальном сегменте, то теперь делают это. Также некоторые пытаются договариваться с арендодателями о привязке оплаты к объёму выручки клуба", — говорит Киселёва.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
Директор по качеству фитнес–продукта и развитию франчайзинга XFIT в России Ирина Троска указывает, что отрасль стоит на пороге очередного витка кризиса — посещаемость падает, покупательная способность населения тоже. Это отражается на продажах. "Оптимизация расходов происходит регулярно из–за недобора по выручке. Стараемся делать централизованные массовые закупки, что снижает стоимость расходных материалов для фитнес–клубов, а также просим партнёров о предоставлении скидок", — рассказала она.

Неоправданные ожидания

С марта одна из главных проблем отрасли связана с продвижением: клубы ищут новые каналы. Есть даже те, кто вернул раздачу листовок на улице. Закрытие некоторых соцсетей существенно повлияло на трафик. Хотя участники рынка считают, что перераспределение рекламы на другие каналы позволило выполнять плановые показатели.
Особенность фитнес–рынка Петербурга — высокий процент демпингующих игроков. В кризис услуги у многих упали в цене, сейчас вернуть их на прежний уровень сложно. Однако среди компаний есть и те, кому удалось выйти на желаемые показатели. Как рассказала "ДП" соосновательница TONUS–CLUB Ирина Чирва, по её сети выручка в 2022 году восстановилась к 2019–му. В компании даже приняли решение с октября поднять цены, полагая, что это будет экономически рентабельно.
Кроме того, в TONUS–CLUB производят тренажёры. За последние полгода там переориентировались на работу с китайскими поставщиками запчастей. По словам Ирины Чирвы, самая большая сложность сейчас с продажей тренажёров на экспорт: логистика усложнилась, возникают проблемы с переводом валюты от заказчиков. "Продажи на внешнем рынке сократились до минимума, на внутреннем упали на 20–30% с начала лета", — поделилась она.

Вычет манит

С 2022 года люди, которые занимаются физической культурой и спортом, могут получить социальный вычет по НДФЛ. Всего за год они могут вернуть 15,6 тыс. рублей. Для этого необходимо, чтобы организация, предоставляющая человеку такие услуги (фитнес–клуб, оздоровительный центр и т. д.), была включена в специальный перечень Минспорта. Подать документы для включения в него компании могут до 1 октября. Эту меру ввели год назад. Тогда представители отрасли сомневались, что она привлечёт в фитнес–клубы новых клиентов. Ирина Троска указывает, что налоговый вычет не привёл к резкому увеличению спроса на услуги фитнеса, но говорить о результативности ещё рано. Вполне вероятно, что отношение к такой возможности изменится среди населения в лучшую сторону — когда виден реальный эффект, то последователей может стать больше. На то, чтобы оценить реальный эффект госпрограммы, понадобится 2–3 года.