Суд отказался взыскать 66 миллионов за разлив мазута в порту "Санкт-Петербург"

Автор фото: РИА "Новости"

Администрация морских портов Балтийского моря завысила стоимость ликвидации крупнейшего за последние годы разлива нефтепродуктов в петербургском порту более чем в 100 раз.

Так решили эксперты в её споре с иностранным судовладельцем, который длится четвёртый год. Если бы ООО "Контур СПб" своевременно и технологически правильно ликвидировало последствия происшедшего в июне 2019 года аварийного разлива нефтепродуктов с теплохода Loza, принадлежащего Marathi Shipping Ltd c Маршалловых островов, его затраты составили бы 8,6 млн рублей. Такое постановление опубликовал Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, отказав "Контуру" в солидарном взыскании с судовладельца и страховщика 66,3 млн. А вот Администрация морских портов Балтийского моря (АМПБМ) оценила расходы "Контура" в 102,8 млн рублей, треть которых (36,5 млн) "Контур" получил, а за остальные 66,3 млн судится уже четвёртый год, после того как АМПБМ переуступила ему право требования.
Прибывшая в Петербург под мальтийским флагом Loza разлила около 15 тонн мазута 19 июня 2019 года в районе Угольной гавани во время бункеровки. Тогда это событие не предавалось огласке — видимо, в связи с тем, что капитан судна поначалу занизил масштаб происшедшего в разы. Уборкой занялось ООО "Морская экология", а когда выяснились истинные масштабы происшедшего, АМПБМ наняла ещё одного спасателя — "Контур СПб".
В первом судебном решении по этому спору сказано, в частности, что масштаб разлива значительно превзошёл первоначальную информацию капитана судна. "Существовала реальная угроза попадания загрязнённой топливом воды с акватории в водозаборы городской теплоэлектростанции и дальнейшего распространения разлитых нефтепродуктов по всей акватории порта", — отмечается в решении.
Впервые почти за три с половиной года тяжбы суд назначил экспертизу работ "Контура" при ликвидации последствий разлива. Экспертной организацией суд назначил петербургское ООО "Институт проблем предпринимательства". Его специалисты и пришли к выводу, что уборка всех 15 тонн попавшего в акваторию мазута должна была стоить 8,6 млн рублей — но если бы к ней приступили своевременно и так, как полагается в соответствии с технологией подобной работы. Более того, по мнению экспертов, этой суммы хватило бы на ликвидацию последствий разлива, в 9 раз превышающего произошедший.
"При своевременной… мобилизации средств… и соблюдении технологии проведения аварийно–спасательных работ по ликвидации разливов нефти и работ, связанных с доочисткой акваторий, даже с учётом дополнительных затрат, разумное предельное верхнее значение расходов на ликвидацию последствий разлива нефтепродуктов составляет 8 621 000 рублей. Это соответствует предельной стоимости договора, предусматривающего ликвидацию разлива, объёмом в 9 раз превышающего произошедшую аварию", — процитировал экспертное заключение арбитраж в мотивировочной части опубликованного 16 сентября постановления.
Это означает, что на уборку акватории после аварии на мальтийском теплоходе хватило бы, по мнению экспертов, 1/9 части от 8,6 млн рублей, то есть примерно 1 млн. Из этого можно сделать вывод, что оценка стоимости работ в 102,8 млн рублей по сравнению с суммой, которую "Контур" мог бы потратить при правильном подходе, завышена более чем в 100 раз.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
Основываясь на таком экспертном заключении, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отказал "Контуру" во взыскании 66,2 млн рублей солидарно с Marathi Shipping Ltd и застраховавшей теплоход ирландской The Standard Club Ireland DAC.
В "Контуре СПб" утверждают, что эксперты проигнорировали представленные сторонами дела материалы, обосновывающие затраты на уборку последствий разлива, включая документацию о контроле за ликвидацией со стороны портовых властей.
"Вывод о стоимости работ не имеет ничего общего с фактическими затратами. Ликвидация производилась на основании ставок, утверждённых АМПБМ, а общая её стоимость оказалась высокой не в результате завышения цен, а в связи с изначальным сокрытием капитаном судна факта разлива (включая объём топлива, попавшего в акваторию). По данной причине указание на ликвидацию было направлено спустя несколько дней, за которые пятно разлива многократно увеличилось, а в его зону попало большое количество судов и гидротехнических сооружений. Мы готовим кассационную жалобу", — заявили в "Контуре".
АМПБМ на запрос "ДП" не ответила.
У споров, связанных с ликвидацией разлива этих 15 тонн, долгая история. Сначала судовладелец и страховщик вообще не хотели эти работы оплачивать. Тогда АМПБМ обратилась в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области, который арестовал допустивший аварию пароход. Ровно через 6 дней ответчики выплатили спасателям 36,5 млн рублей и пообещали скоро перечислить остальное. Суд снял арест, Loza покинула акваторию, после чего ответчики решили, что больше платить не будут. Большинство работ, за которые "Контур" хотел получить оставшиеся 66,2 млн, они назвали невыполненными, почти не выполненными или выполненными не так, как надо. Тем временем АМПБМ уступила "Контуру" право требования денег, и дальнейшую тяжбу ведёт "Контур" в качестве истца.
В июле 2020 года компания выиграла процесс в первой инстанции: петербургский арбитраж взыскал с Marathi Shipping Ltd и The Standard Club Ireland DAC почти всю сумму — 58 млн рублей. Решение вступило в законную силу, но в январе 2021 года его отменил кассационный суд, который не устроили формальные моменты. Дело вернулось на новое рассмотрение, и в июне 2021 года петербургский арбитраж вновь вынес решение в пользу "Контура". Его–то апелляционный суд и отменил после проведённой экспертизы.
ООО "Контур СПб" зарегистрировано в феврале 2001 года. Это крупная компания, занимающаяся торговлей нефтепродуктами, в том числе бункеровкой и перевалкой в Большом порту "Санкт–Петербург". По данным СПАРК, численность её работников на начало года превышала 500 человек. Выручка от продаж в 2021 году составила 14,2 млрд рублей. По данным АМПБМ, в первом полугодии 2022 года "Контур" перевалил около 130 тыс. тонн нефтепродуктов. Компания принадлежит трём частным лицам — Станиславу Корнееву (34%), Галине Куракиной (33%) и Елене Ятвецки (33%).