Не все знают, что Петербург носит звание не только культурной и барной, но также скульптурной столицы. Именно здесь появились первые в России монументы и возникла традиция украшать здания барельефами и маскаронами.
Привычные нам изваяния пришли из Европы во времена Петра I, довольно быстро приобрели популярность, а местные мастера разработали собственные техники их создания. О том, как современные художники и скульпторы сохраняют эти традиции, читайте в материале "ДП".
С чего всё началось
Первым архитектурно-скульптурным сооружением называют Петровские ворота Петропавловской крепости, построенные архитектором Доменико Трезини в 1708 году. Мастер Конрад Оснер украсил их деревянными скульптурами, а в нишах въездной арки установили статуи силы в виде богинь войны и мудрости. Вся композиция Петровских ворот олицетворяет неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России.
Петровские ворота Петропавловской крепости
Другой примечательный объект тех времён — Летний сад, где было собрано больше 250 статуй. Основная их часть была привезена императором из Европы, но около 50 изваяний были сделаны местными мастерами. Так в стране зарождалось скульптурное искусство.
Львиное царство
Сейчас уже сложно подсчитать, сколько всего статуй, памятников, инсталляций можно найти в Петербурге. Достаточно сказать, что только львов и грифонов у нас более тысячи. Почему? Это продолжение традиции, которую заложил ещё Пётр I. Львы, как известно, цари зверей, то есть символизируют власть и доблесть. Поэтому неудивительно, что правители так любили их изображения. Вот и недавно скульптурная композиция, состоящая из целого семейства величественных зверей, появилась на территории жилого комплекса на Петровском острове. По замыслу автора Владислава Маначинского, фигуры льва, львицы и двух маленьких львят воплощают крепкие семейные связи и благородство, а также статус и силу. Высота скульптуры, выполненной из вандалостойкого пластика с имитацией под бронзу, составляет 3 метра.
Скульптурная композиция в ЖК Familia, холдинг "РСТИ"
Львы украсили двор центрального корпуса жилого комплекса Familia, который был введён в эксплуатацию в начале лета этого года. ЖК состоит из трёх восьмиэтажных домов. На территории находится детский сад на 100 мест, а также двухуровневый паркинг. Среди квартир комплекса есть уникальные лоты с террасами, окнами в санузлах, мастер-спальнями и гардеробными.
ЖК Familia, холдинг "РСТИ"
Изображения львов встроили и в фасад зданий. По замыслу автора, маскароны подчёркивают стилистическое единство архитектуры домов и благоустройства дворовой территории.
Маскарон ЖК Familia, холдинг "РСТИ"
На фасадах петербургских домов можно встретить самых разных представителей царства животных. И иногда они уживаются вместе. Изображения кошки, совы и зайца размещены на Доме Лидваля — здание, спроектированное известным архитектором Фёдором Лидвалем, располагается в Петроградском районе.
На фото: Дом Лидваля
В этой части города находится и ещё один "зверинец" — на фасаде дома работников Института экспериментальной медицины. Развитию последней послужили собаки, лягушки, обезьяны, ящерицы, кролики и кошки, поэтому архитектор решил запечатлеть их на фасаде.
На фото: Дом работников Института экспериментальной медицины
Немало в нашем городе и символики Древнего Египта. Интерес к этой культуре разгорелся после похода французской армии в Страну пирамид. Конечно, сразу вспоминаются знаменитые сфинксы на Университетской набережной. Но не все знают о жуке-скарабее. Один из них "заполз" на фасад доходного дома А.В. Виноградова.
Доходный дом А. В. Виноградова
От мозаики до Эйфелевой башни
Украшение зданий маскаронами, скульптурами, мозаиками или панно массово распространялось вплоть до начала XX века. Каждый владелец хотел придать своему дому какую–либо отличительную особенность. Например, эффектный мозаичный фриз на фасаде дома Н.Н. Лейхтенбергского состоит из пяти пейзажных панно. Мозаика для этого доходного дома была создана в 1905 году по эскизам художника-архитектора С. Т. Шелкового в мастерской знаменитого русского художника-мозаичиста В.А. Фролова.
На фото: Фасад дома Н. Н. Лейхтенбергского
В XX веке традиции украшать здания несколько изменились — на фасадах начали появляться советские символы. Но тяга к прекрасному у ленинградских художников никуда не исчезла. В 1980-е годы Владимир Лубенко вместе со своими учениками из Малой Академии искусств начал расписывать обычный городской двор на набережной реки Фонтанки, процесс длился несколько десятилетий. Теперь же мы знаем это место как "Мозаичный дворик".
"Мозаичный дворик"
Пожалуй, самое романтичное придомовое пространство находится в Московском районе. На территории жилого комплекса разместили точные копии достопримечательностей французской столицы. В 2014 году здесь построили Эйфелеву башню высотой с 5-этажный дом, макет Триумфальной арки и стеклянную пирамиду Лувра.
Макет Эйфелевой башни
В нынешнее время встретить украшения домов можно не так часто, как ещё век назад, говорят эксперты. Но тем ценнее построенные объекты.
“
Скульптура, мозаика и уникальные малые архитектурные формы в декоре фасадов и благоустройстве сравнительно нечасто встречаются в современных ЖК в Петербурге. Однако общий
тренд на повышение качества благоустройства территории и создания уникальных объектов может изменить ситуацию.
Игорь Кокорев
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
“
Подобные инсталляции и скульптуры можно увидеть, как правило, в объектах бизнес– и элит–класса. Такие фишки повышают узнаваемость объектов и увеличивают стоимость квадратного метра.
Катерина Соболева
вице–президент Becar Asset Management