Телеком останется без ПО из-за проблем с лицензиями

Автор фото: shutterstock

Компании могут остаться без специального программного обеспечения для телеком–оборудования, так как не смогут продлить лицензии на него.

Аналитик агентства MForum Analytics и эксперт в сфере мобильной связи Алексей Бойко рассказал "ДП", что на некоторые функции телеком–оборудования необходимы лицензии или ключи активации, получение которых усложнилось из–за того, что представительства компаний, которые их выдавали, ушли из России. Многие лицензии, которые были выданы ранее, ещё продолжают работать до срока своей деактивации. Но новые лицензии многие компании запретили продавать в Россию и российским компаниям.

Дайте ключи

Отечественный телеком пытается решить возникшие проблемы доступными способами.
"Это вендорское ПО обычно, по большей части оно идёт в комплекте с железом. Соответственно, основные производители — Ericsson, Nokia, Huawei. Поэтому речь не столько о покупке, сколько об активации тех или иных функциональностей, которые, соответственно, разблокируются на оборудовании. Или блокируются, если лицензия не “постоянная”, на весь срок эксплуатации базовой станции, а приобретённая на какой–то период, например на год, и этот период завершился", — объясняет Бойко.
Проблема в том, что отсутствие нужного ПО может серьёзно повлиять на качество связи. Если лицензия не оплачена, софт может ограничить скорость передачи данных. Времени же на его замену остаётся ровно столько, сколько действует временная лицензия.
Нужно отметить, что в начале августа Минцифры исключило возможность замедления мобильного интернета, заявив, что запасов оборудования для поддержания и развития сетей хватит более чем на год. Только вот про наличие необходимого софта, ключей и лицензий к нему ведомство не высказывалось.
Для операторов широкополосного доступа в интернет этот вопрос столь же актуален. Михаил Телегин, руководитель коммерческого департамента ОБИТ, отмечает, что корректнее говорить сейчас не о ПО для телеком–оборудования как таковом, а вообще о лицензиях на использование того или иного оборудования на территории нашей страны.
"Этот вопрос не имеет единого, универсального решения, так как условия использования варьируются от производителя к производителю. Это может быть годовая, долгосрочная или даже бессрочная лицензия, с ограничениями по стране активации или без таковой. Кроме того, сложное, высокотехнологичное оборудование требует технической поддержки, обновления программ, устранения ошибок и т. п.", — добавляет он.

Вопрос доверия

Несмотря на все сложности, представители рынка не склонны паниковать и активно ищут выход из ситуации. По словам Михаила Телегина, после того как в стране разрешили параллельный импорт, на рынке стали появляться различные схемы решения проблемы с программным обеспечением — от разработки отечественных продуктов, способных заместить иностранные, до так называемой "русификации" ПО под оборудование, приобретённое через зарубежных партнёров. По его мнению, на сегодняшний день наиболее безопасным с точки зрения непрерывности бизнеса и бесперебойной работы оборудования будет сотрудничество с иностранными поставщиками из стран, не присоединившихся к санкциям и продолживших работу в России.
Александр Васильев, руководитель отдела RnD компании "Комфортел", также сохраняет позитивный настрой. "Да, трудности есть. Остановится ли телеком–отрасль от этих трудностей? Точно нет. Чаще всего требуется прикладное ПО для настройки и обслуживания оборудования. В результате всех неурядиц в трудное переходное время технические проблемы решаются в ручном режиме, за счёт опыта специалистов и программных “костылей”. Но сейчас идёт работа по пересмотру телеком–систем и поиску новых решений. С телеком–оборудованием уже идёт в комплекте какое–то ПО (если это, конечно, не какой–нибудь whitebox). Так что базово оно так или иначе запустится. Проблемы могут быть с обновлениями, и тут каждый решает как может — по знакомым, из открытых источников и т. д.", — рассуждает он.
Если лицензия срочная, то её продление каждый раз превращается в новый "квест" для оператора, который каждый решает в индивидуальном порядке. Если же лицензия бессрочная, то она продолжит работать без проблем. Прецедентов с отзывом работающих лицензий пока не было. Тем не менее Васильев допускает, что в перспективе они могут возникнуть. Он считает, что самый важный вывод заключается в исчезновении доверия к разработчикам. Нынешняя ситуация может привести к полной потере прежде используемого софта или переходу на альтернативы. В последнем случае нужна будет большая внутренняя работа по перестройке телеком–систем. При этом непонятно, что будет с ценами на софт.
"Может быть как подорожание, так и удешевление. Раньше все выбирали “качественный” софт от ведущих компаний. Теперь — менее качественный, от менее известных компаний. Поэтому цена может быть ниже, а не выше. Но собственно для телекома вопрос не столько в том, как поменяется цена, а в том, кому теперь доверять: кто–то молча ушёл с рынка, кто–то сказал об этом в последний момент или постфактум, кто–то громко объявил об отказе от российского рынка, а потом втихаря поскрёбся обратно", — заключает Васильев.

Сделаем своё

Операторы отмечают, что всё ещё остаётся актуальным вариант с созданием собственного софта.
"Конечно, проблема требует системного подхода, который позволит минимизировать серые и нелегальные активности на рынке. Насколько мы знаем, ряд отечественных разработчиков уже заявили о запуске проектов по созданию российского телеком–оборудования, которое будет работать на российском же ПО. Понятно, что на это потребуется время", — говорит Михаил Телегин.
Александр Васильев, в свою очередь, поделился, что сами операторы активно занимаются собственными разработками. Такие есть и в "Комфортел". В 2021 году у компании произошёл примечательный случай: она использовала иностранную систему для хранения кода и контроля версий — Github. Но после ввода ограничений эта система начала блокировать всех, кто выходит с IP–адресов Крыма. Это произошло с одним из разработчиков компании, который не учёл запреты Github. В результате "Комфортел" потерял доступ к своему коду, несмотря на оплаченный аккаунт. Уже тогда компания начала работу по развёртыванию собственной инфраструктуры для разработчиков.
"Развёрнутая нами инфраструктура помогает не только вести разработки ПО. В мае 2022 года она стала доступна techpal.ru и другим программистам, которые столкнулись с проблемами после введения санкций и ограничений. Все желающие могут воспользоваться на бесплатной основе нашими аналогами иностранных систем контроля версий (git), корпоративным чатом, системой дизайна интерфейсов (аналог Figma и др.). Самое главное, что инфраструктура работает на единой платформе и позволяет значительно автоматизировать процессы при разработке ПО. Также система может быть развёрнута на серверах заказчиков, что выгодно отличает её от облачных сервисов", — рассказал Васильев.