Если верить статистике за первое полугодие, Петербург проходит нынешнюю фазу экономического кризиса не просто безболезненно, а почти блестяще. Эксперты же говорят, что цифры обманчивы.
В конце прошлой недели Петростат опубликовал доклад о социально–экономическом положении Санкт–Петербурга в январе–июне. Содержащиеся в документе цифры крайне благостны.
Промышленное производство выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 5,1%, объём услуг по транспортировке и хранению — на 33,1%, ввод жилья — на 60%, просроченная задолженность по зарплате снизилась в 2,5 раза и составляет лишь 32,4 млн рублей. Уровень зарегистрированной безработицы — всего–навсего 0,6% от численности рабочей силы по сравнению с 1,1% годом ранее.
Есть в отчёте, конечно, и цифры, напоминающие, что всё–таки мы живём в "период структурной трансформации" (так называет происходящее в экономике глава ЦБ Эльвира Набиуллина). Скажем, оборот общественного питания в городе снизился на 3,4% (в том числе в июне сразу на 8%). Это сектор, который всегда в числе первых принимает вызовы очередного кризиса: горожане начинают экономить на кафе и ресторанах. И экономить, кстати, есть повод: средняя начисленная зарплата хоть и немного поднялась (до 81 025 рублей), в реальном отношении (если "очистить" от инфляции) всё же снизилась на 2,4%.
Тем не менее, повторимся, подавляющее число макроэкономических индикаторов по итогам полугодия — в "зелёной" зоне. "ДП" разбирался, как такое может быть: или город выработал к кризисам иммунитет, или это "остатки былой роскоши", то есть инерция крайне благоприятного для городской экономики I квартала.
На старых дрожжах
Промышленность Петербурга всегда очень резко реагирует на кризисы. И это парадокс, поскольку она считается наиболее консервативным и потому довольно устойчивым к внешней среде сектором городской экономики. Скажем, в апреле 2020 года индекс промышленного производства (ИПП) рухнул сразу на 18%, хотя заводы в Петербурге, несмотря на локдаун, никто не закрывал.
Сейчас же — плюс 5,1% по итогам полугодия. Но этот плюс имеет довольно любопытную "анатомию". Основной вклад в него внесли январь (тогда ИПП увеличился на 9,8%) и февраль (10,7%). Дальнейшие же темпы роста оказались куда скромнее: 2% в марте (год к году), 2,2% — в апреле, 4,1% — в мае и 2,6% — в июне. То есть динамика остаётся положительной, но её темпы сильно угасли начиная с марта.
Вместе с тем в обрабатывающей промышленности есть сектора, демонстрирующие почти феноменальный рост, несмотря ни на какие "структурные трансформации". Скажем, пищевая отрасль города увеличила производство в первом полугодии на 24,6% год к году, фармацевтический кластер — на 18,5%, металлургия — на 30,7%. Несколько сократилось производство напитков и табачных изделий — на 2,6 и 6,1% соответственно.
Но главный аутсайдер, конечно, — автопром. Он обвалился на 61,1% по сравнению с январём–июнем прошлого года. Что неудивительно: все три петербургских завода с марта простаивают. Также на треть просела сфера ремонта и монтажа оборудования. Это можно рассматривать как маркер того, что предприятия региона на фоне кризиса не имеют возможности проводить модернизацию мощностей.
"Цепочки поставок импортного оборудования нарушились, из–за этого резко сократились его отгрузки и монтаж. Может быть, к концу этого года или в следующем ситуация нормализуется, но пока многие предприятия не могут найти замену своим станкам", — предполагает финансовый аналитик "Финама" Дмитрий Марков.
Грузоперевозки не учитываем
Весьма впечатляет и ещё одна цифра из доклада Петростата. На фоне, казалось бы, полной логистической катастрофы компании Санкт–Петербурга (за исключением малых предприятий) в январе–июне оказали услуг по транспортировке и хранению грузов на 677,8 млрд рублей, превысив показатель аналогичного периода прошлого года почти на треть.
Однако, говорят эксперты, данные, которые приводит ведомство, мало отражают реальную картину в транспортно–логистическом секторе. В статистику попадают организации всех видов деятельности, включая почту и курьерские сервисы (причём цифры приводятся исключительно для автотранспорта). Поэтому наступление санкционного кризиса, опираясь на данные показатели, можно и не обнаружить.
С января по июнь ежемесячный объём перевозок рос в среднем на 17,5% относительно того же месяца 2021 года. Суммарный грузопоток составил 9,67 млн тонн — прирост на 14,6% год к году, указывает Петростат. В то же время грузооборот в тонно–километрах в той же тенденции сокращался. Если грузопоток за рассматриваемый отрезок в сравнении с первым полугодием 2019 года удвоился, то оборот снизился на 5%.
"Последнее время, в связи с пандемией и не только, у нас на очень сильном подъёме доставка. Подобные эффекты возникают из–за этого — малые расстояния, но большие объёмы", — высказывает свою версию один из аналитиков в разговоре с "ДП". Таким образом, в отчёте скорее фиксируется рост курьерских сервисов, но не уделяется внимание межрегиональным и трансграничным грузоперевозкам.
Как поясняет управляющий партнёр исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова, региональная статистика в принципе не очень подходит для оценки состояния отрасли по регионам. "Питер просел очень сильно. Фуры ничего отсюда не везут, потому что “упали” Большой порт Санкт–Петербург и вся морская перевалка — импорт не идёт", — поясняет эксперт.
При этом она отмечает, что ситуация не столь драматична, как ожидалось в марте. По её словам, сейчас трансформируются логистические пути внутри страны: разгружаются Москва и Петербург, из которых ранее товары шли в регионы. Теперь ситуация обратная, и товары прибывают в столицы из других частей России.