Арктика за неделю: два триллиона на СМП, сезон пожаров и жалобы на космос

Автор фото: Вдовин Сергей

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

У Севморпути появится план

Работа по согласованию проекта плана развития Северного морского пути до 2035 года выходит на финишную прямую. Ожидается, что он будет принят федеральным правительством в течение ближайших пары недель — до 1 августа.
Некоторые детали стратегического документа, который определит пути развития нашей главной заполярной магистрали на годы вперёд, просочились в прессу. Так, предполагается, что общий объём финансирования, предусмотренного планом, составит около двух трлн рублей. Авторы прогнозируют, что благодаря этим инвестициям и частным капиталовложениям в арктические проекты, которые будет обслуживать Севморпуть, ВВП России увеличится на 28,5 трлн рублей, а бюджет получит 16,3 трлн рублей в качестве налоговых поступлений.
В документе упоминается и Северная столица. Первый раздел плана предусматривает реализацию мероприятий, направленных на приращение грузовой базы, продвижение каботажных и транзитных перевозок. Одно из них — запуск регулярной каботажной линии по маршруту "Санкт-Петербург — порты Дальнего Востока" и в обратном направлении с частотой минимум два круговых рейса в год.
Впрочем, пока это лишь проект. Какими будут итоговые параметры документа, узнаем в августе.

Север борется с огнём

На дворе конец июля, а это значит, что "на северах" начался сезон пожаров.
В этом году особенно тяжело приходится двум частично арктическим субъектам — Коми и Якутии, которые были вынуждены ввести режим ЧС. В обеих республиках идёт напряжённая борьба с огнём: по состоянию на середину недели в Коми принимались меры по ликвидации 23 очагов возгорания на площади 1,5 тыс. гектаров, в Якутии — 25 очагов площадью 6,4 тыс. гектаров.
Ключевую роль в этом деле играют парашютно-десантные подразделения Авиалесоохраны. Именно им приходится высаживаться в отдалённых и слабозаселённых местностях, которые (в силу, собственно, своей отдалённости и слабозаселённости) чаще всего и подвергаются воздействию огненной стихии. Всего в операциях по тушению пожаров заняты более 800 парашютистов-десантников.
Следует отметить, что в нынешнем году пожарная ситуация по стране выглядит заметно лучше, чем в прошлом. Напомним, тогда в одной только Якутии по итогам сезона было зарегистрировано 1,7 тыс. лесных пожаров, охвативших около 8 млн гектаров. Похоже, уроки 2021 года были выучены.

Петербург, ледоколы и спутники

Петербург подтверждает звание "ледокольной столицы Арктики": питерский филиал компании "ВНИИР-Прогресс" начал производство электрооборудования для атомного ледокола проекта 10510 "Лидер". Атомоходу, который в настоящее время строится на дальневосточной верфи "Звезда", суждено стать самым крупным в мире. Обладая мощностью 120 МВт, он будет способен проламывать многолетние льды толщиной до четырёх метров.
Это ещё не всё. Вскоре предприятия Северной столицы получат новые заказы на ледоколы: как заявил врио главы "Атомфлота" Леонид Ирлица, в перспективе года ожидается заключение контрактов на постройку ещё двух атомоходов проекта 22220. Как и остальные суда этой серии, они будут сооружены на петербургском Балтзаводе. Строительство ледоколов может начаться в следующем году.
Поддержание заданного темпа наращивания атомного ледокольного флота имеет кардинальное значение для развития российской Арктики. Ледоколы — это мощный инструмент, позволяющий России осуществлять присутствие в высоких широтах. Кроме того, атомоходы двух упомянутых проектов будут выполнять важнейшую для нашей внешней торговли функцию: они должны обеспечить круглогодичный характер навигации на Северном морском пути и стабильную доставку на внешние рынки добытого в Арктике сырья. С последним могут быть сложности. Похоже, планы по тоннажу грузоперевозок на Севморпути могут упереться в проблему навигационного обеспечения.
Представители "Новатэка", одного из ключевых грузоотправителей АЗРФ, сетуют на отсутствие доступных космических снимков заполярной трассы. Как недавно заявили представители корпорации, иностранные коммерческие операторы не продают россиянам свои снимки из-за санкций, а те их версии, что есть в открытом доступе, немногочисленны и, как правило, не покрывают наиболее сложные для судоходства участки Севморпути. И это — серьёзный вызов для крупных арктических экспортёров.
Нельзя сказать, что для её решения ничего не делается. Как следует из проекта плана мероприятий по повышению качества прогноза ледовой обстановки на СМП, который был совместно разработан Минприроды, "Росатомом", "Роскосмосом", Минтрансом и другими профильными структурами, в ближайшие годы на орбиту должны быть выведены три космических аппарата дистанционного зондирования Земли: два спутника "Кондор-ФКА" и один спутник "Обзор-Р". Однако проблема в том, что снимки нужны уже сейчас.

"Ледокол Знаний" вернулся в Мурманск

Завершилась экспедиция "Ледокол Знаний 2022", организованная госкорпорацией "Росатом" для семидесяти юных талантов со всех концов России.
В ходе экспедиции атомоход "50 лет Победы" с одарёнными детьми на борту совершил плавание по маршруту "Мурманск — Северный полюс — Земля Франца-Иосифа — Мурманск". Дети приняли участие в интенсивной программе, включавшей в себя мастер-классы, интеллектуальные игры и мозговые штурмы, а также выполнили собственные исследовательские и творческие проекты под руководством наставников из числа признанных экспертов в различных областях.
Подобные инициативы очень важны с точки зрения перспектив дальнейшего освоения российской Арктики. Ведь главный драйвер этого процесса — люди. Знакомство с Арктикой, состоявшееся благодаря проекту, даёт представителям подрастающего поколения понимание значимости Заполярья для перспектив развития страны. А знания, полученные на борту атомохода, расширяют горизонты, задают вехи дальнейшей профессиональной ориентации будущих арктических специалистов.