Себе дороже: в Петербурге снова начали покупать просторные квартиры

Автор фото: Ермохин Сергей

На рынке первичной недвижимости Петербурга наметился тренд увеличения средней площади приобретаемого жилья. Крупногабаритные квартиры покупают редко в связи со снижением доходов и высокими ипотечными ставками, однако спрос на просторные планировки ещё может восстановиться до прежних показателей.

По мнению аналитиков ЦИАН, трёхкомнатные лоты занимают в структуре спроса меньшую долю, чем одно- и двухкомнатные, но они остаются одной из базовых категорий жилья. Среди семей, состоящих из двух–трёх поколений, такие квартиры рассматриваются как приоритетный вариант.
Руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group) Ольга Трошева говорит, что в начале весны большинство покупателей выбирали малогабаритное жильё. В конце мая и начале июня потребности покупателей ощутимо изменились.
"В апреле, мае и первой половине июня метраж заметно увеличился — до 42 м2: покупатели выбирали квартиры уже для собственного проживания. Спрос на жильё большего метража поддержали субсидированные программы застройщиков с банками и семейная ипотека с низкими ставками", — поясняет эксперт.
"Снижение ключевой ставки, вслед за которой последовало уменьшение базовых ставок по рыночным программам и льготной ипотеке, способствует активизации покупателей и повышению интереса к первичному рынку недвижимости. Сегодня доля ипотечных сделок в проектах компании достигает 90%. При этом люди в большей степени ориентированы на покупку комфортных форматов — просторных однокомнатных и двухкомнатных квартир. Также пользуются спросом трёхкомнатные лоты. Средний метраж проданной в мае недвижимости в наших проектах составил 51 м2, в период февраль-март этот показатель был на уровне 46 м2. Это говорит о том, что несмотря на ограниченный бюджет и растущие цены не новостройки, клиент выбирает комфортную для жизни площадь", — отметил директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест" Ян Фельдман.
Спрос на просторные квартиры от трёх комнат и больше по-прежнему есть, подтверждает директор по маркетингу компании e. Development Вячеслав Батаков. Вопреки общему снижению продаж в целом по рынку в мае, доля сделок крупногабаритных лотов снизилась не так значительно с начала года, составив 6,2% против 7% в январе.
"Частичное снижение интереса в большей степени связано с выжидательной позицией: учитывая то, что основная цель приобретения просторной квартиры — улучшение жилищных условий, семьи ждут стабилизации ситуации, дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ РФ и, соответственно, ипотечных ставок, берут дополнительное время на размышление и ожидание возможных специальных предложений застройщиков. Также нередко покупка связана с параллельной продажей недвижимости, что в текущем разбалансированном состоянии вторичного рынка может занять длительное время. По итогу года тренд будет более очевиден за счёт реализации отложенного спроса", — рассуждает собеседник "ДП".
Средняя площадь сделки для многокомнатных квартир девелопера сейчас составляет 81 м2. При этом средняя экспонируемая в продаже площадь достигает 89 м2, а средневзвешенная цена предложения "квадрата" в продаже на четверть выше средней цены сделок.
"Покупатели классов бизнес и элит не торопятся с принятием решения, частично удовлетворив свои запросы в феврале-марте 2022, что влияет на снижение средней цены продаж в целом по городу. Для квартир с тремя и более комнат средняя цена сделки снизилась на 10% с начала года, а цена квадратного метра уменьшилась на 3%. Для сравнения цена "квадрата" в студиях, и 1–2-комнатных лотах выросла с начала года на 7–8%, а средний бюджет покупки в целом остался без изменений за счёт сокращения площади", — добавил Батаков.
По его словам, доля ипотеки в структуре сделок многокомнатных лотов, в отличие от малогабаритных, с начала года практически не выросла и по итогу мая составила 72%.
"Конечно, девелоперы будут корректировать как средние площади перспективных проектов, так и объём многокомнатных лотов, однако в проектах классов бизнес и элит квартирография не претерпит значительных изменений", — считает он.
По мнению директора по маркетингу ГК "Полис Групп" Ольги Ульяновой, бюджет покупки на рынке недвижимости — один из самых важных показателей. В условиях повышения цен на квартиры и увеличения процентной ставки по ипотечным кредитам к этому добавился ещё один фактор — размер ежемесячных платежей. Позволить себе приобрести просторную квартиру может далеко не каждый, в основном такой спрос формируется в сегментах комфорт+ и выше. В сегментах стандартного жилья и сегмента нижнего комфорта также есть запрос на семейные квартиры с тремя и более комнатами, но фактически такие покупки совершает небольшой процент покупателей — по самым оптимистичных оценкам не более 10%.
"Здесь люди приобретают квартиры меньше 2-комнатных и 3-евро. Семья из трёх человек может даже приобрести квартиру типа 2-евро. Покупатели жертвуют простором, чтобы приобрести отдельное жильё для своей семьи. Квартирография будущих проектов зависит от будущих возможностей покупателей. Застройщики с удовольствием начнут повышать долю просторных многокомнатных квартир в своих проектах в ответ на усиление платёжеспособного спроса на такое жильё со стороны покупателей", — резюмирует Ульянова.