Автономия и эксклав: чем закончится калининградский тупик

Начавшийся неделю назад конфликт между РФ и Литвой, связанный с сокращением поставок в Калининградскую область, кажется, сходит на нет. В Европейской комиссии заявили, что санкционные директивы будут пересмотрены, а президент Литвы добавил, что ЕК разъяснит, как применять ограничения на транзит подсанкционных товаров.

Прозвучали хорошие новости и от губернатора региона Антона Алиханова: паромное сообщение с российским эксклавом осуществляется штатно, федеральный центр готов оказать всевозможную поддержку, а на линию из Петербурга до Калининграда вышло дополнительное грузовое судно — пятое, с учётом следующих по маршруту Усть-Луга – Балтийск.
Однако в Кремле, судя по всему, не исключают дальнейшей эскалации конфликта. Пресс-секретарь российского президента хоть и согласился, что Литва может изменить своё решение, однако призвал не исключать худшие варианты. "ДП" попытался выяснить, каким может быть худший сценарий и стоит ли опасаться, что Калининградская область окажется в полной изоляции и упадке.

Мучительное ожидание

Несмотря на заявления главы Еврокомиссии о нежелании блокировать движение грузов между основной частью России и Калининградом, Евросоюз обозначил, что ему "нужен контроль в вопросах предотвращения обхода наложенных санкций". И пока всю прошлую неделю таможенники сверяли транзитные грузы с огромным санкционным перечнем, фуры простаивали в очередях на российско-литовской границе. По данным "ДП", у некоторых водителей срок ожидания в электронной очереди составлял 10–14 дней. К слову, только вчера утром на МАПП "Кибартай — Чернышевское" своей очереди на выезд в Литву со стороны Калининграда ожидали 150 машин, а на въезд в РФ — более 40 фур.
Соучредитель ГК "Сервисная Логистическая Компания" и практикующий эксперт в области таможенного и логистического сопровождения международных сделок Дмитрий Аржаных отмечает, что на сегодняшний день подобные проблемы наблюдаются практически на всех пограничных переходах с РФ. При этом такие риски, как испорченная за время ожидания на границе продукция, чем-то из ряда вон выходящим для предпринимателей не являются:
"Перевозчики знают об очередях на границе и закладывают в стоимость доставки данные расходы. Торговый бизнес также не готов работать себе в убыток. Поэтому, в конечном итоге, все риски по доставке и простоям на границе, закладываемые в себестоимость товаров на полке магазина, оплачиваются конечным потребителем. Что касается доставки грузов, требующих температурного режима — подобные риски всегда ложились на бизнес, просто сейчас они увеличились".
При этом компенсировать убытки от длительного прохождения границы нереально, подчёркивает заместитель генерального директора компании "Джаст логистикс" Ирина Смитюх. К тому же, далеко не все страховые компании согласны связываться с продукцией, которая может испортится от несоблюдения температурного режима или истечения сроков годности.
"Замечу, что транспортные средства, перевозящие скоропортящиеся товары, не стоят в общей очереди. Для них на всех пограничных пунктах пропуска существует отдельная очередь и прохождение оформления документов упрощено. Поэтому предполагаю, что такой длительный срок прохождения границы может быть связан не только с большими очередями, но и с неправильно оформленными документами", говорит Ирина Смитюх.
В минувший четверг в правительстве Калининградской области сообщали, что на фоне санкционных ограничений со стороны Литвы трафик железнодорожных и автомобильных грузов в регион из других регионов РФ и обратно снизился примерно на 30%, однако данный объём может быть оперативно переориентирован на суда. По словам Антона Алиханова, на это уйдёт несколько недель.

Хуже всех

Однако несмотря на то, что обеспечить хотя бы минимальные поставки в Калининград уже удалось, местный бизнес опасается, что от перестройки логистики на альтернативные авиа- и морские пути пострадают все отрасли экономики. По худшим оценкам предпринимателей, издержки при таком способе доставки увеличатся на 10–20%, а к срокам прибавится 2–3 месяца. Ситуация осложняется высокой стоимостью авиаперелётов и небольшой вместимостью и без того немногочисленных судов.
А поскольку вопрос с нехваткой комплектующих из-за рубежа до сих пор остаётся открытым, сильнее всего пострадают предприятия, которые закладывали в свои проекты большое количество западного оборудования, считает помощник президента Санкт-Петербургского союза предпринимателей по СЗФО Геннадий Чеканов.
"Наиболее пострадавшие, на мой взгляд автомобильное предприятие "Автотор", одно из крупнейших в регионе. Однако даже в сложившейся ситуации они намерены за 3–6 месяцев локализовать отдельные виды продукции и начать производство новых комплектующих, а потом и новых автомобилей. Сейчас одна из первоочередных задач для Калининградской области найти новых контрагентов и заняться замещением санкционного сырья. Что касается сухопутных перевозок и очередей на границе здесь мы столкнулись с противоестественными механизмами. Следует переходить на доставку морским транспортом, поскольку ждать послаблений от Польши и Литвы не стоит", полагает эксперт.
Заметно сократилось и количество иностранных инвестиций, что отразится как на развитии как индустриальных парков, так и отдельных производств. Однако убытки ожидают не только Калининградскую область: в недавнем интервью программе "60 минут" Антон Алиханов обратил внимание, что порты в Балтийских странах не смогут существовать без транзита грузов через Россию. И поскольку транспортный комплекс Литвы во многом зависел от такого источника заработка, как калининградский транзит, сейчас этих денег не будет.

Притяжения больше нет

Несмотря на то, что тотальной блокировки транзита на данный момент нет, при очередном обострении конфликта власти Литвы могут расширить список запрещённых к провозу товаров в том числе за счёт угля и нефтепродуктов. Опрошенные "ДП" эксперты сходятся во мнении, что если проблем с продовольствием в Калининградской области не возникнет, то риски энергетической блокады существенно возросли.
Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что если отношения между Европой и Россией будут ухудшаться, Литва в том числе может перекрыть поставки газа в Калининградскую область по трубопроводу "Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград".
"Если отношения между Европой Россией будут ухудшаться, Литва может перекрыть газовый транзит, могут полностью закрыть небо для российских самолётов в Калининград и вообще никакие грузы не пропускать. Но это чревато дальнейшей эскалацией конфликта между Западом и РФ. Неизвестно, к чему это приведёт. Судя по заявлениям Борреля, ЕС пока не склонен идти на такие меры. Но теоретически можно представить, что если конфликт пойдёт по нарастающей, то может начаться и полноценная блокада", отмечает эксперт.
Стоит отметить, что за последние годы Россия подготовила серьёзную резервную инфраструктуру для энергетической безопасности Калининграда и сможет оперативно наладить поставки СПГ из Ленобласти, в качестве резерва в регионе уже работают большие угольные электростанции, неоднократно проводились испытания.
Со своей стороны литовские власти озвучили, что российская электроэнергия уже не используется для балансировки системы, поэтому Вильнюс готов к возможному отключению от энергокольца БРЭЛЛ в качестве ответа России за остановку транзита товаров в Калининградскую область.
"Конкретно здесь и сейчас зависимости Литвы от нашей электроэнергии нет: они давно отказались от нашего электричества, а российский газ закупают у своих соседей, — отмечает Станислав Митрахович. — Но выходить из БРЭЛЛ полностью Вильнюс собирался только к 2025 году. Предполагая, что есть возможность вернуться к импорту, если потребуется. Здесь уже мы можем их отрезать и сказать: "Не получится, даже если захотите". Просчитались ли они здесь, переоценили ли собственные возможности — покажет время. Возможно, зимой, когда спрос будет больше, а цены — выше, Литва пожалеет о таком резком шаге и захочет вернуться к торговле с Россией".
Что касается недавних опасений жителей Литвы, связанных с переходом энергосистемы Калининградской области на автономный режим в рамках запланированных на 25 июня испытаний, вероятность перебоев с электричеством и тотального блэкаута для Прибалтики пока исключается: из-за отсутствия "технической необходимости" проверку решили перенести на сентябрь.

Что дальше

Конечно, России есть чем ответить на грубые нарушения Литвой международных договорённостей по калининградскому транзиту. Это могут быть санкции против литовских транспортных и энергетических компаний, которые помешают последним получить помощь от России зимой, запрет на маркировку импортного алкоголя в Прибалтике, отказ от покупки литовских товаров и запрет их реэкспорта через другие страны ЕС.
С другой стороны — слишком неосторожные действия могут привести к росту напряжённости на эксклаве: если для всей России потеря торговли с Литвой не критична, для жителей Калининградской области это может стать проблемой. То же самое касается пассажирских перевозок. Примечательно, что несколько дней назад и Вильнюс и глава европейской дипломатии в ответ на претензии Москвы отвечал, что Литва лишь реализует санкции ЕС, однако теперь речь идёт о пересмотре санкционных пакетов. Словом, кризис в отношениях России и Европы может быть исчерпан бюрократическим путём. О готовности "европейцев" учитывать свои обязательства сообщил и глава Калининградской области, однако как быстро будут подготовлены необходимые инструкции и сделаны поправки — неизвестно.
Дело ещё и в том, что нынешние ограничения сухопутного транзита были прописаны ещё в пятом санкционном пакете, принятом 8 апреля, который уже предполагал запрет на перевозки грузов российским и белорусским транспортом, за исключением продовольственных и медицинских товаров. И уже тогда в него входили цемент, древесина, уголь и другие товары. При этом, по словам Антона Алиханова, "пункт (b) параграфа 2" этого санкционного пакета исключал калининградский транзит из области действия ограничений. Судя по всему, российские власти в том числе понадеялись на соглашение о госгранице, ратифицированное почти 20 лет назад, не говоря уже об обязательствах Литвы по калининградскому транзиту.
В итоге ни то ни другое не помогло, де-факто, избежать ограничений на торговлю внутри страны: Литва в последний момент сообщила о частичном прекращении сухопутного транзита и молчала несколько дней, а Россия, зная о санкциях несколько месяцев, будто отреагировала только сейчас. Однако оснований для таких выводов, судя по всему, нет. По словам премьер-министра Литвы Ингриды Шимоните, Россия знала о санкциях, введённых в отношении транзита товаров в Калининградскую область, о чём свидетельствует значительное снижение погрузок подсанкционных товаров ещё до вступления ограничений в силу. Она отдельно отметила, что с ноября 2021 года по май 2022 года грузовые перевозки по железной дороге из России в Калининград постепенно снизились с 741 до 300 килотонн, а литовские железные дороги заранее уведомили о вводимых ограничениях предприятия, с которыми у них заключены договоры о перевозках подсанкционных грузов.