В ожидании шторма: объём IT–рынка России рискует упасть на 20%

Автор фото: shutterstock

В 2022 году российский IT–рынок ждёт снижение. Однако у Петербурга может получиться пройти сложные времена без больших потерь.

По прогнозам агентства TAdviser, в 2022 году развитие российского IT–рынка может пойти по двум сценариям. Впрочем, оба варианта подразумевают снижение. Оптимистичный прогноз предполагает, что объём рынка уменьшится не более чем на 10%. В этом случае будет околонулевая динамика выручки системных интеграторов и частичное её снижение у IT–дистрибьюторов. При пессимистичном развитии событий падение рынка может превысить 20%.
Основными причинами эксперты называют уход большой части западных игроков и частичную приостановку деятельности восточных партнёров, связанную как с нарушением логистических цепочек, так и с опасениями вторичных санкций. Однако есть и ключевые факторы, которые стимулируют рост, — расширение проектов по импортозамещению, возросший спрос на отечественные решения по информационной безопасности и поддержка со стороны государства. Именно благодаря последним в 2021 году рост IT–рынка составил 20%, а объём достиг 2,22 трлн рублей.
По прогнозам TAdviser, в 2022 году в выигрышном положении окажутся IT–разработчики и провайдеры сервисов, которые сделали ставку на развитие собственных продуктов. Спрос на их работу будет обеспечен не только государством, но и коммерческим сектором. При этом неизбежен новый виток консолидации IT–игроков вокруг крупнейших корпораций на фоне ухода из России иностранных продуктов и компаний.
На сегодняшний день уже 19 из 100 крупнейших IT–компаний, согласно рейтингу TAdviser, завили о прекращении деятельности в России либо частично или полностью продали свои российские активы российским юридическим лицам. Среди них значительную часть составляли те, кто работал в Петербурге, имел здесь собственные отделения и офисы: Dell, SAP СНГ, EPAM, Oracle, Deutsche Telekom IT Solutions (ранее T–Systems), Luxoft и другие.
Стоит учитывать, что петербургский рынок в значительной степени экранирован от глобальных экономических потрясений. Помогает рост общего числа IT–компаний и разработчиков, с одной стороны, и менее конкурентная, по сравнению с Москвой, среда — с другой. Серьёзным драйвером развития для петербургского рынка IT является обилие задач у крупных корпораций Северо–Западного региона, отмечает Лоран Акопян, генеральный директор iPavlov.
Роман Шулимов, директор по продажам Linxdatacenter, замечает, что Петербург хоть и является вторым по объёму рынком в стране, но по–прежнему отстаёт от Москвы. Поэтому влияние кризиса масштабируется и сказывается не так остро, как в столице.
"Самый заметный фактор, который мы наблюдаем в Петербурге, — это наличие нескольких крупнейших потребителей, которые диктуют спрос. С одной стороны, они самостоятельно пополнили запасы оборудования в самом начале кризиса, что позволит им пережить его острую фазу. С другой — фактор неопределённости в экономике заставляет их замораживать долгосрочные экспериментальные проекты, чтобы сэкономить драгоценные вычислительные ресурсы. В совокупности это скорее негативно влияет на IT–рынок, который в нормальном режиме мог бы удовлетворять спрос и развиваться", — прокомментировал он.

Только без паники!

Константин Рензяев, генеральный директор CorpSoft24, напротив, считает, что Петербург окажется абсолютно в таком же положении, как и Москва, — объём рынка здесь не имеет значения. Он в целом склонен строить весьма пессимистичные прогнозы: "IT–рынок упадет больше чем на 20%. Основное падение придётся на интеграторов и дистрибуцию. Многие интеграторы ещё весной перешли на сокращённую рабочую неделю и начали увольнять сотрудников. Ведь основную выручку составляли продажа оборудования, преимущественно теперь санкционного, и работы по его проектированию и пусконаладке. Очевидно, что этот объём упадёт серьёзно. Вырастут услуги по техподдержке и ремонту оборудования. Но это совсем другие бюджеты".
Он также добавил, что помимо санкций на рынок IT влияет настороженность заказчиков — компании экономят средства и неохотно расстаются с деньгами.
Лоран Акопян придерживается позиции, что, скорее всего, падение будет больше, чем на 10%, но провала рынка ожидать не стоит.
"К концу 2022–го и в I квартале 2023 года мы увидим новые устойчивые тренды на российском IT–рынке и появление новых “живых” каналов бизнеса. Пройдёт время смуты и волнения за будущее. Думаю, что 2023–й будет годом небольшого роста для домашнего рынка. Здесь одним из главных факторов будет, безусловно, активное участие государства. Как в виде финансовой поддержки отрасли, так и в дерегуляции отдельных сегментов рынка, таких как искусственный интеллект, анализ данных и интернет вещей. Для роста рынка по–прежнему драйверами будут цифровизация и скорость снятия барьеров, как рыночных, так и регуляторных", — отмечает он.
Игорь Калганов, генеральный директор группы Т1, считает, что отечественные компании не заметят сокращения IT–рынка, даже если оно произойдёт. После ухода западных компаний в России освободилось достаточно много ниш, и та выручка за реализацию проектов, которую раньше забирали себе иностранные конкуренты, теперь будет доставаться отечественным компаниям.
С ним солидарен Айдар Гузаиров, генеральный директор ГК Innostage. Он считает, что отечественные компании изменят структуру и ландшафт рынка за счёт освободившихся мест: "Вырастут сегменты IT–услуг, консалтинга и разработки. Есть данные, что рынок информационных технологий может даже немного подрасти. Например, президент “Сбера” Герман Греф прогнозирует рост почти на 2%".
Эксперт убеждён, что рынок адаптируется. Будут налажены каналы поставок оборудования, появятся новые импортонезависимые решения, предприятия научатся жить под постоянными атаками. Все эти факторы как минимум стабилизируют рынок. А поддержка государства сыграет заметную роль в этой стабилизации.

Не все равны

Игроки рынка отмечают, что сейчас некоторые отрасли IT оказались в более выгодном положении, чем другие. Среди них разработчики аналогов импортного ПО и решений по информационной и кибербезопасности. Во многом спрос в этих сферах обеспечен госструктурами.
"В сегменте бизнес–аналитики резкого падения выручки не будет — заказчики за время пандемии оценили пользу методов Business Intelligence, позволяющих в условиях кризиса принимать взвешенные управленческие решения и грамотно распределять ресурсы", — объясняет Мария Аверина, партнёр по развитию департамента бизнес–аналитики Navicon.
По её словам, клиенты начали отменять проекты масштабирования и внедрения систем от глобальных вендоров из–за приостановки их деятельности в России. Но одновременно растёт спрос на поддержку зарубежных продуктов и переход на российские решения.
"Около 40% наших заказчиков по бизнес–аналитике планируют запускать проекты миграции на отечественное ПО. Поэтому на рынке BI те IT–компании, которые смогут быстро адаптироваться к меняющимся реалиям и обучить команду работе с российскими продуктами, по итогам года окажутся в плюсе", — заключает она.