Один по цене двух: миллионы россиян столкнутся с повышением взносов

Госдума 8 июня рассмотрит в первом чтении пакет законопроектов об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Предполагается, что новая структура заработает с 1 января 2023 года.

Идея объединить Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) не нова: о ней периодически вспоминали последние несколько лет. Конкретные рекомендации Минтруда РФ были опубликованы в конце 2021–го, весной текущего года законопроект поступил на обсуждение. Речь о повышении тарифов не идёт, о чём неоднократно заявляли в министерствах. Но это пока.

Вспомнили про льготы

Изначально предполагалось, что в единую структуру, которая получила название Фонд пенсионного и социального страхования РФ (или Социальный фонд), должен был войти и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Но впоследствии от этой идеи отказались.
Как сообщают в Минтруде, объединение позволит повысить доступность услуг, которые оказывают фонды: они будут предоставляться в единых клиентских службах. Основанием для слияния фондов, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, стали дублирующие функции — обеспечение мер соцподдержки граждан. И необходимость исправить некоторые нюансы. Так, пособие по беременности и родам застрахованным женщинам выплачивает ФСС, а единовременную выплату по беременности и родам безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, предоставляет ПФР. Схожая ситуация сложилась и с единовременным пособием при рождении ребёнка.
Вице–премьер Татьяна Голикова отдельно подчёркивает, что все точки присутствия фондов будут сохранены. Не изменится и штатная численность их персонала, за исключением высшего руководящего состава.
Незадолго до сегодняшнего заседания Госдумы депутат Александр Хинштейн опубликовал слова Голиковой, прозвучавшие на заседании фракции. Она заявила, что после объединения высвободившиеся административные здания в регионах будут переданы под размещение стационаров или бюро медико–социальной экспертизы.
Основным же изменением в соцобеспечении станет появление единого тарифа, который пока указан как 30% от начисленной зарплаты сотрудника. Сегодня предприниматели осуществляют три платежа — в ПФР, ФСС и ФОМС (22%, 2,9% и 5,1%, что также в сумме даёт 30%). Дополнительные взносы на травматизм в ФСС, размер которых установлен в зависимости от класса профессионального риска предприятия (всего их 32), также остаются неизменными — от 0,2 до 8,5%.
Вместе с тем более 7,5 млн граждан, по оценке "ДП", столкнутся с реальным повышением взносов. Акцент на этом факте чиновники не делают.
Сегодня для платежей существует так называемая взносооблагаемая доходная база. Для ПФР это 130 тыс. рублей заработной платы работника в месяц, при её превышении появляется дополнительный повышенный взнос. Для ФСС — фиксированная сумма 86 тыс. рублей, на основе которой выплачиваются больничные. Обе базы будут уравнены до предела 130 тыс. рублей. Из–за единого тарифа размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год, подсчитали в Минтруде.
Косвенно такое повышение позволит в 1,5 раза увеличить выплаты по обязательному социальному страхованию.
Согласно расчётам, предполагается, что к 2025 году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (при текущих 37,9 тыс.), пособие по беременности и родам — 660,9 тыс. (вместо 435,9 тыс.), предельная сумма для оплаты больничных — 143,5 тыс. против 94,7 тыс. (при стаже от 8 лет).
Аналогично те, кто сегодня работает не в штате, а на условиях договоров гражданско–правового характера (ГПХ), также будут вынуждены платить новые для себя взносы. Ранее чиновники критиковали существующую модель, так как при ГПХ возможность выплат из ФСС отсутствовала.
"Сейчас граждане, работающие по ГПХ, могут воспользоваться только медицинским и пенсионным страхованием. Принятие законопроекта позволит им получать больничные, декретные выплаты и страховые выплаты в связи с уходом за ребёнком до полутора лет. Это повысит социальную защищённость более 4 млн граждан", — заявляют разработчики законопроекта.
При этом самозанятых — сравнительно новый вид трудовой деятельности — реформа пока не касается. По оценке Федеральной налоговой службы, на конец 2021 года в Петербурге их было чуть более 250 тыс. человек. Очевидно, что и для них нужны социальные гарантии, что и должно привести к изменениям тарифной сетки в объединённом фонде. Тем более что принимать такие решения станет гораздо легче.

Разделить управление

Органами управления Социального фонда станут наблюдательный совет, председатель и правление. В набсовет войдут семь человек, в том числе помимо председателя — по одному представителю Госдумы, Совфеда, Минтруда, Общероссийского объединения работодателей (РСПП) и профсоюзов (ФНПР). Именно на этот орган возложены полномочия по изменению тарифов социальных взносов. Состав правления определён в количестве 35 человек.
Соцстрах в Петербурге, согласно данным госконтракта на охрану помещений, размещается по пяти адресам: Малая Монетная ул., 2; Невский пр., 174 и 178; Инструментальная ул., 3б; и пр. Шаумяна, 20. Из них два адреса находятся в аренде: в декабре 2021 года договор аренды был заключён всего на полгода.
На Невском проспекте фонд арендует у банка "Санкт–Петербург" помещения общей площадью 3 тыс. м2, ежегодные расходы ФСС на это превышают 53 млн рублей.
В кредитной организации не ответили на запрос "ДП" о перспективах приспособления помещений, если после объединения фондов ФСС расторгнет контракт.
На Инструментальной улице (3,9 тыс. м2) арендодателем сперва выступало ООО "УК “Фортис–инвест”". В январе это общество продало комплекс зданий новому собственнику — "Техкомпании Хуавей". В итоге сегодня ФСС перечисляет арендные платежи китайской телекоммуникационной компании через учредителя юрлица, зарегистрированного в Нидерландах.
Площадей у ПФР в Петербурге в аренде больше: госконтракт заключён на охрану 14 помещений, в том числе в Приморском районе, например здания БЦ "Планер" за 37 млн рублей, принадлежащего Вячеславу Ананских. Или в Петроградском районе в Пинском переулке за 26 млн рублей.
После вступления в силу закона новый фонд может начать пересмотр арендной политики: часть помещений находятся по соседству друг с другом, и, вероятно, некоторые можно будет объединить. Тем более что в Минтруде делают акцент на электронном формате работы, что должно сократить необходимость клиентских посещений.
Законопроект по объединению фондов тянет за собой ещё целый пакет. В частности, вносятся поправки в закон 27–ФЗ о персонифицированном учёте. Планируется отменить почти все действующие на данный момент формы (СЗВ–СТАЖ, СЗВ–ТД, СЗВ–М, ДСВ–3, 4–ФСС) и ввести новую единую форму сведений. Нас как разработчиков ПО беспокоят сроки опубликования. Проектов формы и формата ещё нет, а представлять сведения бизнесу придётся уже с 10 января 2023 года. Например, данные о приёме на работу или увольнении должны быть поданы не позднее рабочего дня со дня издания приказа. Предполагается и представление данных о заключении договоров ГПХ. Форма будет объёмная, и нужно по максимуму автоматизировать её заполнение, чтобы минимизировать трудозатраты бухгалтеров и кадровиков. На её изучение им потребуется время. Законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс предполагает сделать ежемесячным предоставление сведений о физлицах (не позднее 20–го числа следующего месяца). Сейчас это делается раз в квартал. Изменения в тарифах и ввод единого платежа предусматривают замену формы расчёта, что тоже потребует доработки и обновления ПО. Бизнесу вновь придётся осваивать новые формы отчётности, а введение новых форм, как показывает практика, всегда сопряжено с проблемами: требуется время на обкатку учётного ПО, приёмных комплексов, проверочных программ и прочего.
Елена Кулакова
ведущий эксперт по страховым взносам и персональному учёту группы "СКБ Контур"
От объединения фондов в один для бизнеса не изменится ничего. Законопроект не касается ни размеров взносов, ни штрафов. Проверки исчисления и уплаты страховых взносов (кроме взносов от несчастных случаев) осуществляют налоговые органы. Закон не предусматривает передачи этих полномочий объединённому фонду. Изменению тарифов страховых взносов и базы посвящён другой законопроект. Но в нём общий базовый размер не меняется, убирается просто "деление" между разными фондами. Вместо нескольких платёжек будет одна, как это было раньше, во времена ЕСН. Моё мнение — ни на что это существенно не повлияет.
Александра Суворова
руководитель юридической службы ООО "Что делать Аудит"
После объединения ПФР и ФСС в единую структуру должна произойти оптимизация, в том числе и штатного расписания каждого из двух пока действующих фондов. Тем самым может быть достигнута экономия в их фондах оплаты труда. Также это касается и централизации управления и системы сбора данных, которая отчасти упростит взаимодействие с работодателями — плательщиками взносов. И, надеюсь, реформирование поможет сократить количество отчётности.
Анна Затевахина
первый проректор МБИ имени Анатолия Собчака