Долго запрягали — быстро побежали: к чему приведёт реформа социальных фондов

Автор фото: Коньков Сергей
Лихо в нашей стране проводятся реформы. Всего 10 лет ушло на заседания и обсуждения с момента впервые высказанной вслух идеи о реформе в 2012–м. В апреле 2022 года появляется фраза об ускорении, а в мае — готовый законопроект, который, стоит думать, сегодня будет принят Госдумой в первом чтении. И останется на всё про всё чуть более 6 месяцев — разработать, уведомить, внедрить, перезаключить, расторгнуть.
Тайный смысл объединения двух собирателей налогов для любопытствующих пока не очевиден. Звучат традиционные при проведении любых реформ красивые фразы об унификации, централизации, бесшовности и автоматизации. Ведь и правда, какой–то анахронизм: страна одна, соцфункции едины, а фонды, которым вменили ещё при советской власти выплачивать пособия, — разные. У каждого свой штат высоких руководителей, отдельные помещения, расходы на ДМС и даже автотранспорт. И оплачивает удовольствие работающий гражданин РФ.
Неписаное правило про необходимое количество раз отмерять, чтобы потом отрезать, скорее всего, почти выполнено. Почти — потому что не получается у армии чиновников внедрить что–то новое и — для людей. Так было, например, когда объясняли необходимость повышения НДС (дескать, конечного потребителя налог не коснётся), введения сборов по "Платону", "Честному знаку" или на вывоз мусора (ратовали сразу за развитие инфраструктуры, здоровье и экологию), появление налога на депозиты (всё для больных детей), повышение пенсионного возраста (жить стали дольше). По факту же чаще всего происходит очередной дополнительный сбор с населения.
Так и с ФСС: он настолько большой, что можно смело ошибаться. В 2020 году, когда принимали его трёхлетний бюджет, подсчитали, что в 2022 году профицит соцстраха будет 59 млрд. В 2021 году отчего–то скорректировали эту сумму до 44 млрд. И ведь болеть стали реже, как и рожать.
Жизненный опыт говорит одно: чем чаще раздаются опровержения, тем выше вероятность, что всё приведёт именно к удорожанию. Сейчас внимание сконцентрировано только на красивом названии объединённого фонда. Потом, уже менее публично, будут разбираться с тарификацией: единая ставка тем и хороша, что позволяет внутри себя менять пропорции для распределения миллиардов. Затем менее публично и декларативно ставочку можно будет повышать. А если понравится процесс — можно туда же присоединить и фонд ОМС. Там тоже денег много.
Получится или нет реформа единого органа социального обеспечения граждан, не важно. Цена за риск невелика: подумаешь, какие–то там гарантии государства конкретному жителю. Широкими мазками картина красивая, неизбежные шероховатости — из области частностей.