ESG-рейтинг 2022: экологические и социальные достижения петербургского бизнеса

Автор фото: Тихонов Михаил
Живому свойственно расти. Поэтому неудивительно, что Зелёный рейтинг и Рейтинг социальной ответственности бизнеса, запущенные "ДП" в 2021 году, в 2022–м логично вырастают в полноценный рейтинг ESG. Эта аббревиатура, составленная из первых букв слов Environment, Social и Governance (ответственное отношение к окружающей среде, социальная ответственность, качество корпоративного управления), хорошо знакома любому бизнесу, старающемуся следовать мировым трендам.
При этом единых критериев оценки соответствия принципам ESG до сих пор не существует. А компании, предлагавшие признаваемые сообществом системы замера, на сегодняшний день в большинстве своём заморозили работу в России или покинули её. Этот факт даёт нам возможность предложить собственный продукт, ориентированный на российский рынок.
В ESG–рейтинге "Делового Петербурга" оцениваются как формальные признаки: наличие вербализованной экологической политики компании и соответствующих сертификатов, так и фактические — например, количество экологических нарушений, проводящиеся или планируемые массовые сокращения персонала, социальный пакет.
Отдельный интерес для нас представляет всё, что связано с информационной открытостью компаний: прозрачность владения, количество негативной информации и общий медийный фон.
И наконец, отдельной экспертной оценке подверглись социальные и экологические кейсы участников. В методике рейтинга сочетаются сразу несколько подходов: добровольное анкетирование участников, экспертная оценка, сбор сведений из открытых источников. Мы не сомневаемся, что в дальнейшем она будет расширяться и дополняться.

Как мы считали

Для участия в рейтинге были отобраны 50 зарегистрированных в Петербурге компаний, лидировавших по динамике выручки в 2021 году. Данные мы получили из системы "СПАРК".
Затем участникам были разосланы анкеты с вопросами, касающимися всех трёх разделов сводного рейтинга: экологической и социальной политики, а также качества управления.
Нас интересовало, например, наличие системы экологического менеджмента, сертификата ISO 50001 и действующей централизованной программы по раздельному сбору и утилизации бытовых отходов в офисах и производственных помещениях, а также соцпакет для сотрудников и планы массового сокращения персонала.
С точки зрения редакции, для получения таких данных вполне подходит опросный метод — серьёзные компании не станут себе публично приписывать то, чего нет.
Отдельно, с использованием специализированных баз данных, мы собрали информацию о наличии взысканий за экологические правонарушения в 2021 году, количестве проигранных судов (это ли не индикатор качества менеджмента?), структуре владения.
Третий крупный блок — информационный портрет участников. Здесь инструментом стал медиарейтинг компании "Медиалогия". Для вышедших вперёд заказывались также индивидуальные исследования и проводился "ручной" анализ инфоповодов — позитивных и негативных.
Открытость в общении со СМИ оценивалась, кстати, и по скорости реакции на запросы "ДП" в рамках проекта, и по наличию на официальных сайтах необходимой информации. Фактически мы отрейтинговали то рутинное взаимодействие с коллегами, из которого в значительной степени состоит рабочий день бизнес–журналиста.
В случаях, когда уместна была двоичная оценка ("да" или "нет"), за положительный ответ участник получал один балл, за отрицательный — ни одного. В не столь однозначных ситуациях, например при оценке негативных инфоповодов, их полное отсутствие добавляло к счёту балл, наличие единичных — полбалла, большое количество — ноль.
Наконец, в самых сложных случаях, например когда необходимо было ранжировать данные "Медиалогии", которые для столь разноплановых компаний могли расходиться на порядки, была использована методика квартилей. Полученный рейтинговый список мы делили на четыре равные части и присваивали участникам баллы от 0,25 до 1 в зависимости от квартиля, в котором они находятся.
В каждом из трёх разделов (Environment, Social, Governance) максимальный суммарный балл равнялся шести, а общее количество очков, которое можно было получить в рейтинге, — 18. Но столько не заработал никто.
Вот такая математика.