Архитектурный рейтинг "ДП" — 2022

Представляем вашему вниманию третий по счёту ежегодный Архитектурный рейтинг (по сути — рейтинг влиятельности архитектурных бюро Санкт–Петербурга), составленный по итогам 2021 года.

Методика подсчёта такова. Во–первых, выбираются мастерские, получившие в отчётном году на свои проекты заключение КГИОП о соответствии режимам зон охраны. Таким образом мы отбираем тех, кто в интересующий нас период спроектировал одно или несколько зданий в охранных зонах. Безусловно, и вне их границ могут существовать интересные проекты, и данный критерий весьма условен. Но мы исходим из того, что получение мастерской подряда на работу в центре города свидетельствует о её известности, а также способности провести документы через все круги согласований, включая потенциальный Градсовет. То есть — о влиятельности.
Второй критерий — собственно Градсовет, а именно число выступлений на нём представителей архитектурных бюро. Он показывает степень их публичности, а также авторитета в сообществе. Ряд участников рейтинга не отметились своими проектами в охранных зонах в прошлом году, но за счёт активности на Градсовете получили проходной балл.
Стремясь к объективности и счётности, мы традиционно оставляем за скобками эстетическую сторону проектов. И по–прежнему испытываем из–за этого лёгкую досаду, потому что стремление "алгеброй гармонию поверить" в некоторой степени низводит искусство до уровня ремесла. Чтобы как–то компенсировать этот недостаток, в 2022 году за пределами основного рейтинга вводится дополнительная номинация.
Мы попросили каждого участника выбрать одно из уже построенных зданий в качестве визитной карточки своего бюро и обозначили их на карте города. 27 мая, в День города и день выхода Архитектурного рейтинга, на сайте dp.ru стартует открытое голосование, которое позволит нам ранжировать постройки исходя из мнения горожан и впервые присудить приз зрительских симпатий.
Победитель Архитектурного рейтинга "ДП" — 2022 Никита Явейн:
"Мы пытаемся идти галсами против ветра. Но ветер всё усиливается, и вместе с ним заметно сужается и спектр наших возможностей. Ведь экономически архитектура — это очень тяжёлый бизнес. Выжить в нашей сфере, я вам скажу, сложно. И я знаю, что многие чисто архитектурные компании сейчас потихонечку свёртываются.
Зато продолжают работу много–много организаций при строительных конторах, которые несут чисто обслуживающую функцию. Ну, есть ещё много фрилансеров, которые берутся за любую работу, в том числе и неплохих дизайнеров.
Большая же архитектура и всегда была не очень лёгкая, а сейчас стала неподъёмно тяжёлой. Себестоимость строительства растёт. Количество бумаг и всяческих сложностей тоже растёт. Как и всё более и более возрастают требования заказчиков. Со стороны чиновников вырос бюрократический пресс. Стало очень тяжело работать с бюджетом: скажу, что реализовывать бюджетные проекты просто невозможно. Только вот цены на работу архитекторов почему–то не растут.
В то же время происходит общее опрощение. По причинам, которые собственно с архитектурой не связаны, не будем даже поднимать эту тему. Строится мало общественных зданий. Зато возводится очень много жилья экономкласса: типовые школы, типовые детские сады. Там часто вообще обходятся без архитектора.
Вы спрашиваете, какой смысл нам в подобных условиях продолжать всем этим заниматься? Во–первых, мы ничего другого не умеем. Ищем какую–то работу в регионах — самых разных… Во–вторых, у нас ещё с прошлого года очень много конкурсных работ. Наверное, мы участвуем в десятке разных конкурсов. Это, в общем, для нас такая отдушина. Хотя большинство конкурсов, как вы заметили, не заканчиваются реализацией победивших в них проектов, как бы громко их ни афишировали. Строят в итоге по каким–то другим проектам. Но мы играем в эту игру, чтобы не потерять квалификацию.
В конечном итоге время всё отфильтрует. Я не знаю, что скажут люди через 100 лет. Может, вспоминая нас, скажут, что как раз в начале XXI века появилось много интересных домов".