Гонка за любителями: выгодно ли устраивать массовые соревнования

Автор фото: Лидия Верещагина

Большой спорт — это большие деньги. Но зарабатывать можно не только на профессиональных командах, собирающих полные стадионы, и мегазвёздах с миллионными контрактами.

Любители давно превратились в лакомый кусочек для бизнесменов. Мода на здоровый образ жизни, может, и со значительным опозданием от Запада, но всё–таки достигла и нашей страны. По данным социологов, доля россиян, декларирующих, что они регулярно занимаются спортом, составляет около 30%.
А если есть спрос, то будет предложение. Долгое время в России массовые традиционные спортивные соревнования финансировались из бюджета, у каждого из них был "хозяин" в лице федерации или спортивного комитета.
Сейчас же ситуация меняется. С подъёмом интереса к массовому любительскому спорту появились энтузиасты — частные лица, которые развивают эту нишу ивент–менеджмента.
Понятно, что если ты увлёкся бегом, оседлал велосипед или бороздишь от бортика до бортика бассейн, то со временем захочется проверить свои силы на фоне соперников. Сверить результаты и наконец попробовать на вкус, что такое настоящее спортивное соревнование. Но где? Не с профессионалами же соревноваться, если ты только полгода назад начал свой путь к олимпу?! Стать посмешищем на фоне чемпионов мало кто захочет.
Тут и приходят на помощь организаторы массовых спортивных соревнований. Любой каприз — за ваши деньги.
Если просмотреть спортивную афишу в Петербурге и его окрестностях с мая по сентябрь, то можно увидеть, что начинающих атлетов заманивают "попробовать стать чемпионом" во всех массовых видах: тут и марафон, и бег на более короткие дистанции, и триатлон, и трейловые забеги (по пересечённой местности), и велосипедные гонки, и плавание в открытых водоёмах.
Планируется даже регата на безмоторных судах — с финишем у Петропавловской крепости. Для этого, правда, необходимо наличие собственной безвёсельной лодки: байдарки, шлюпки, яла и так далее.
Одним словом, выбор богатый, если у человека есть свободные средства. Большие ли? Скажем так, суммы не критичные для тех, кто уже решился сменить офисный пиджак на тренировочный костюм, а ботинки — на кроссовки.

Чем раньше заплатишь, тем дешевле

Дешевле всего, конечно, обойдётся дебют в соревнованиях тем, кто увлёкся бегом. Стоимость стартового взноса варьируется от 500 до 6000 рублей и зависит от дистанции и сложности организации. В среднем в России слот на забег 10 км по асфальту обойдётся в 1000 рублей, а марафон — в 1500–3000 рублей.
На "велосипед" цены уже повыше. Например, поучаствовать в одной из гонок по Петербургу в июле можно, отдав от 1200 до 2350 рублей.
Заметно дороже триатлон — участие в соревнованиях "железных людей" в Выборге стоит от 11 тыс. до 20 тыс. рублей).
Одна из фирм организует в августе заплыв на открытой воде от Кижи SWIM. Стоимость участия — от 6 500 до 10 800 рублей, куда, правда, входит доставка участников на остров Кижи на теплоходе и обзорная экскурсия.
При этом существует приятный бонус для тех, кто хочет сэкономить: чем раньше будет сделан взнос, тем меньше его размер. Это делается для того, чтобы организатор был уверен, что его затея окупится.
Впрочем, о доходах компаний поговорим ниже, а говоря о расходах участников, стоит добавить ещё одну обязательную статью — без медицинской справки участие в соревнованиях невозможно: ни один организатор не возьмёт на себя ответственность за здоровье незнакомого человека.
От вас потребуется подтверждение того, что вы достаточно натренированы и перенесёте нагрузку, — стоимость соответствующей справки составляет от 500 до 1500 рублей — в зависимости от клиники.
На что в первую очередь идут деньги, собранные с участников? Расходов хватает. Чтобы организовать, к примеру, даже небольшой забег, необходимо затратить немало времени и финансов: установить пункты питания с водой, сделать разметку трассы, договориться с местными властями, организовать удобства в виде раздевалок и туалетов, построить стартовый городок с оборудованием. Иногда, не часто, бывает призовой фонд для победителей.
Плюс каждый бегун / велосипедист получает стартовый номер со встроенным чипом для фиксации времени на чекпойнтах, памятную медаль, футболку, иногда подарки от спонсоров (например, скидку на продукцию, спортивное питание или сувенир).
А ещё нужно потратиться на проект перекрытия всех трасс, на которых будет проходить соревнование, согласовать их с ГИБДД, которая направляет обращение в организации, эксплуатирующие дороги.
По закону в случае перекрытия трассы уже за 2 месяца до начала необходимо оповестить общественность (на практике это означает не только расклейку объявлений на попутных столбах, но и оплату рекламной площади в прессе и ТВ).

Ставка на спонсоров и шоу

Теперь о заработках. Сразу можно сказать, что в отличие от организаторов спортивных мероприятий, которые финансируются из бюджета и получают поддержку государства, частным энтузиастам приходится несладко. Расходы те же, а бюджет нужно формировать самостоятельно.
Главная составляющая — это как разовые стартовые взносы. В среднем, если брать по Петербургу, на одно такое мероприятие собирается около 2 тыс. человек. Хотя, конечно, есть и гиганты с именем и традициями: Царскосельский (ранее Пушкинский) или Санкт–Петербургский ("Белые ночи") марафоны. Там на старт выходят десятки тысяч бегунов.
В среднем взнос — 2500 рублей, получаем, что компания может заработать на любителях около 5 млн за один раз. Но и расходы большие с учётом всех вышеупомянутых факторов.
Хорошим результатом считается, если чистая прибыль составляет 20–30% от суммы взносов, но иногда всё уходит в ноль или даже в минус.
Приходится рассчитывать на помощь извне. Бюджетный дефицит стараются покрывать за счёт спонсоров (среди них даже крупнейшие отечественные банки) и партнёров — начиная от частных лиц, заканчивая компаниями — производителями спортивной одежды.
Главный интерес для "помощников" — реклама. Но можно зарабатывать и опосредованно. Ведь участники стартов приезжают, как правило, семьями и компаниями, а это гостиницы, кафе, развлечения. В общем, всё то, чем занимается малый бизнес в регионе.
Вероятно, если подходить к забегу или велогонке как к обычному спортивному событию, то они не приносят больших прибылей. Надо создавать продукт, который привлекает внимание и участников, и партнёров в течение всего года без остановки. Такая вытянутая модель монетизации, где сам старт — как элемент, часть большого проекта. И тогда это уже бизнес. Ставший в последнее время популярным.
По статистике, каждый год на российском рынке появляется от 100 до 150 организаторов спортивных мероприятий. Отличаются друг от друга они в деталях: клиентский сервис и удобство локации, качество инфраструктуры, атрибутика и мерчандайзинг и так далее.
Растёт конкуренция, а значит и качество предоставляемых услуг. Но можно точно сказать, что лидируют на рынке команды, которые инвестируют в спорт как в шоу. Не исключено, что со временем они составят конкуренцию и битвам профессиональных спортсменов и массовость победит мастерство.