Ухудшение отношений между Россией и Финляндией может привести к уходу из страны оставшегося финского бизнеса. Однако освободившиеся ниши могут быть быстро заполнены местными компаниями.
Компаний с финскими корнями в Петербурге остаётся всё меньше. А отношения между Россией и Финляндией становятся более напряжёнными. Хотя уходить с местного рынка финские компании начали ещё до того, как северный сосед заявил о своём желании вступить в НАТО.
Список потерь
Начиная с марта о намерении попрощаться с российским рынком заявили застройщик YIT (продаёт бизнес российскому "Эталону"), S–Group (Sokos Hotels, супермаркеты Prisma), VR Group, Kemira, Atria (ООО "Сибилла Рус") и лесопромышленная компания Stora Enso, Fortum, Valio (продали бизнес ГК "Велком"), Fazer (продали бизнес БКХ "Коломенский"), Nokian Tyres (прекращает инвестиции в производство шин), Paulig, Hesburger.
Как рассказал "ДП" Михаил Тихомиров, генеральный директор PPG Tikkurila в России, под влиянием ухудшения экономической ситуации, а также перебоев в цепочках поставок и логистики компания уменьшила масштабы своей операционной деятельности в стране. "Инвестиции на настоящий момент приостановлены, мы продаём в России базовый ассортимент товаров. В 2021 году доля российского рынка составляла около 1% от общих продаж", — поделился он.
По данным Финско–Российской торговой палаты (ФРТП), до февраля 2022 года в Финляндии насчитывалось 2,2 тыс. компаний, экспортировавших свою продукцию и/или услуги в Россию. 180 финских компаний имели как минимум одну дочернюю компанию в России. В общей сложности насчитывалось около 300 таких "дочек", которые трудоустраивали 35 тыс. сотрудников и имели оборот 6,5 млрд евро в год.
По данным Генерального консульства Финляндии в Петербурге, на 2013 год в России было зарегистрировано около 950 финских компаний, включая дочерние. К концу 2021 года их осталось лишь около 300.
"Финские компании подчёркивали, что для них важно заботиться о персонале и соблюдать законы. В связи с этим многие приняли решение продать российскую дочернюю компанию или нынешнему руководству организации, или новому инвестору", — отметили в консульстве.
Объявили голодовку
Под влиянием политической ситуации некоторые торговые сети останавливают прямой импорт с Финляндией. Так, в "Ленте" сообщили, что ищут на рынке производителей из других стран, которые могут предложить альтернативные варианты.
Другие надеются сохранить статус–кво. В торговой сети "Перекрёсток" представлено порядка 80 наименований финских товаров (бакалея, кондитерские изделия, напитки). В марте 2022 года наблюдались небольшие трудности с поставками из–за перестройки логистических процессов, но сложности быстро разрешились.
"Товары из Финляндии по–прежнему очень востребованы у петербуржцев, торговая сеть и поставщики продолжат стремиться сохранить ассортимент финских товаров на рынке", — говорят в пресс–службе X5 Group.
Товары таких известных компаний, как Fazer, Valio, продолжают производиться в России под другими брендами и уже не имеют отношения к финским собственникам. В пресс–службе ООО "Валио" "ДП" рассказали, что доля российского бизнеса составляла для концерна около 5%. В рамках сделки группа компаний "Велком" приобрела права на бренд Viola и завод по выпуску плавленых и полутвёрдых сыров в посёлке Ершово Московской области. Это позволило российскому подразделению Valio сохранить бизнес и рабочие места.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин обращает внимание, что помимо несетевой розницы финские товары есть в "Азбуке вкуса", "Ленте", "О'Кее". Но сейчас они в основном продают остатки запасов. "Насколько мне известно, новых поставок нет. Поэтому шоколадки Fazer и другая продукция могут скоро закончиться. Если её не начнут ввозить через третьих лиц, что вполне вероятно. Вопрос лишь в том, будет ли на эти товары спрос. Возможно, увеличится количество псевдофинских товаров. То есть произведённых в России, но с отсылкой в дизайне и позиционировании к Финляндии и другим странам Европы", — говорит эксперт.
Как отмечает генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова, для многих глобальных компаний доля поставок в Россию составляет только несколько процентов. Но на рынке Петербурга и Ленобласти доля финских компаний традиционно несколько выше, чем для России в целом. После введения продовольственного эмбарго развивался продовольственный туризм, когда петербуржцы совмещали поездку в Финляндию и покупали продукты, которые Россия запретила к ввозу.Небольшие магазины, занимающиеся продажей продуктов из Финляндии, продолжают работу в Петербурге и сейчас. Однако поставки у некоторых из опрошенных "ДП" компаний происходят всего раз в пару недель. У других — в зависимости от категорий товара.