Мировой взлёт цен: экономику западного мира заштормило

Автор фото: Ковалев Петр

Экономика ЕС, отчасти США и остального западного мира просела сильнее, чем во времена активной фазы пандемии коронавируса.

Cпецоперация России на Украине и последующие санкции ЕС, США и всего западного блока стран подняли цены на сырьё до небывалых высот, и они останутся на исторических максимумах ещё долго. Как бы ни успокаивали правительства своё население, по оценкам Всемирного банка, цены будут расти как минимум до 2024 года.
Впрочем, дело не только в событиях этого года, а в сочетании огромного количества обстоятельств. В европейских СМИ ситуацию уже называют "идеальным штормом": от ущерба из–за пандемии коронавируса, отчаянно работающего станка по печати денег до в целом расхлябанной мировой фискальной дисциплины, когда относительно долгий период благополучия расслабил страны и народы.
Цены на энергоносители растут уже второй год и в настоящее время находятся на самом высоком уровне со времён нефтяного кризиса 1973 года. Цены на удобрения, а именно Россия с Белоруссией (на которую также наложили санкции) являются ведущими мировыми экспортёрами, самые высокие с 2008 года.
Беспрецедентная за десятилетия инфляция меняет устоявшиеся модели торговли, производства и потребления. Поскольку мир переходит к более дорогим формам внешней торговли, планы по переходу на возобновляемые источники энергии рискуют быть отложенными.
"Мы переживаем самый большой шок цен на сырьевые товары с 1970–х годов. Как и тогда, шок был вызван ограничениями на торговлю продовольствием, топливом и удобрениями", — сравнивает сегодняшнюю ситуацию вице–президент по вопросам справедливого роста, финансов и институтов Всемирного банка Индермит Гилл.
"Призрак стагфляции начал поднимать голову. Правительствам необходимо максимально использовать возможности для стимулирования экономического развития и избегать решений, которые могут подорвать глобальную экономику", — добавил он.

Санкции — по всем

По сравнению с I кварталом 2021 года экономика США сократилась на 1,4%. Этого не было с самого начала пандемии. Для сравнения: в последнем квартале 2021 года был зафиксирован годовой рост ВВП на 6,9%, и уже пошли разговоры о перегреве крупнейшей экономики, а центральный банк США для сдерживания инфляции начал повышать процентные ставки.
Экономисты отмечают, что стагфляционные процессы (инфляция и отсутствие экономического роста) усугубятся, если государства — члены ЕС согласятся ввести эмбарго на импорт нефти и газа из России.
В докладе Всемирного банка "Прогноз развития товарных рынков", в котором анализируется влияние спецоперации на Украине на сырьевые товары, в 2022 году прогнозируется рост цен на энергоносители более чем на 50%. С небольшим снижением в 2023 и 2024 годах. Цены на неэнергетические товары, включая продукты питания и металлы, вырастут на 20%.
"Затяжная война с дополнительными санкциями против России может привести к ещё более высоким и волатильным ценам, чем прогнозируется в настоящее время", — отмечается в докладе ВБ.
Всемирный банк прогнозирует, что цена на нефть Brent в 2022 году останется на уровне около $100 за баррель, что является самым высоким показателем с 2013 года. С тех пор и до конца 2021–го нефть подорожала на 40%. Цены на природный газ в Европе в 2022 году удвоятся по сравнению с уровнем 2021–го, а на уголь вырастут на 80%, достигнув исторических максимумов.
Пшеница подорожает более чем на 40% и достигнет рекордных отметок. Рост стоимости продовольственных товаров оказывает негативное влияние на развивающиеся страны. Такие рынки крайне зависят от импорта. Особенно из России и с Украины.
Ожидается, что в этом году металлы подорожают в среднем на 16%, а в следующем — лишь немного подешевеют.
Эксперты ВБ считают, что последствия сегодняшней геополитической нестабильности будут ощущаться дольше, чем при предыдущих ценовых потрясениях. По крайней мере по двум причинам.
Во–первых, сейчас меньше возможностей для замены самых дорогих видов топлива другими, поскольку все энергоресурсы стали дефицитными.
Во–вторых, рост цен на одни виды сырья повышает стоимость других. Например, природный газ подтолкнул рост цен на удобрения, что в итоге приведёт к подорожанию сельхозпродукции.

Шестой пакет

Ожидается, что в ближайшее время ЕС примет шестой пакет санкций против России, который среди прочего включает эмбарго на импорт нефти, запрет на её транспортировку и на обработку морских грузов. Также ожидается отключение Сбербанка от SWIFT, введение ограничений на продажу активов россиянам и на предоставление профессиональных услуг по управлению активами. Ожидается, что запрет на импорт сырой нефти будет введён в течение 6 месяцев, а на импорт нефтепродуктов — к концу 2022 года.
Пакет санкций, против которого изначально выступали несколько государств — членов ЕС, может быть принят после того, как Венгрии, Словакии и Чехии для отказа от российской нефти будет предоставлен более длительный переходный период.
Между тем глава брюссельского аналитического центра Bruegel Гунтрам Вольф заявил, что если не удастся прекратить российский импорт нефти быстро, без переходного периода, то эффективнее будет ввести пошлины.
Данные Евростата показывают, что в 2020 году на долю России приходилось 29% импорта нефти в ЕС. Ограничение импорта нефти из России означает, что ЕС будет вынужден искать альтернативных поставщиков. Кроме того, ожидается, что в начале лета Китай начнёт ослаблять жёсткие ограничения по COVID–19, что приведёт к росту мирового спроса на нефть. Происходить это будет в условиях ограниченного предложения.
"Поэтому я бы не исключал, что этим летом в связи с ростом мировой цены на нефть цены на энергоносители в Европе могут вырасти", — считает литовский экономист Александр Изгородин.
Рост цен на энергоносители в настоящее время обеспечивает около половины инфляции в еврозоне. Опросы предпринимателей и потребителей, проводимые Европейской комиссией, показывают, что восприятие потребителями еврозоны своего финансового положения ухудшается. Потребители уже неохотно тратят деньги на крупные и дорогие покупки.
Промышленные показатели еврозоны также пошли вниз.

Латвия в режиме ЧП

Тем временем латвийские предприятия пищевой промышленности призывают правительство страны объявить чрезвычайное положение и снизить НДС на продукты питания. Их продукция становится неконкурентоспособной, и треть предприятий отрасли будет вынуждена закрыться.
Молочная компания Elpa SIA уже приостановила производство на неопределённый срок. Председатель совета директоров Гундарас Сисенис, которого цитирует агентство LETA, объясняет, что из–за роста стоимости сырья, энергоресурсов и средств производства продукция Elpa стала неконкурентоспособной.
По словам Сисениса, большинство латвийских молокоперерабатывающих предприятий в этом году будут убыточными и не смогут конкурировать, например, с польской продукцией, у которой более низкие производственные затраты.
На внеочередном съезде Латвийского союза молочных фермеров в начале мая было единогласно заявлено, что молочная промышленность страны достигла той точки, когда что–то производить стало невыгодно. Сырое молоко в Латвии подорожало в среднем на 21%, затраты на переработку — на 15%, а издержки превышают цену реализации.
Председатель правления Латвийского союза молочных фермеров Янис Шолксас отмечает, что отрасль видит только два возможных сценария будущего — либо повышение цен на молочные продукты, либо снижение НДС. По данным db.lv, при первом сценарии литр молока может стоить 1,87 евро, что на 45% больше, чем в настоящее время. При втором — цены на молоко могут остаться на нынешнем уровне либо вырасти до 1,29 евро.
Несколько производителей продуктов питания и сельскохозяйственных организаций в открытом письме призвали правительство объявить в секторе чрезвычайное положение. Каждая третья компания находится под угрозой банкротства. Председатель правления латвийской компании Preilu Cheese Язеп Шнепст прогнозирует, что инфляция к концу этого года достигнет 50%. Однако на данный момент латвийские экономисты и аналитики считают, что она не поднимется выше 22%.
"Наш экспортируемый сыр стал дороже на 40%, в то время как внутри страны он стоит гораздо меньше. Мы должны осознать, что это только начало, — скоро наша продукция будет стоить столько же, сколько наш экспорт. Иногда кажется, что политики и эксперты рассматривают экономику в категориях, далёких от реальности. Мне кажется, что ни парламент, ни правительство не имеют представления о грядущей катастрофе", — говорит латвийский предприниматель.
По его мнению, по мере того как Латвия будет исчерпывать резервы заимствований, рост зарплат и пенсий будет стагнировать, а люди с низкими доходами не смогут позволить себе даже самые необходимые продукты.
Министерство сельского хозяйства страны при этом не видит причин для объявления чрезвычайного положения — экономика не находится в состоянии стагнации, производство и торговля идут по плану, а выпуск продукции превышает потребление. Пока.