Ретейл спустили с поводка

Временное снятие ограничений при достижении 25%–ной доли рынка для покупки иностранных сетей не сулит ретейлу ничего хорошего. Такое решение только ускорит консолидацию рынка.

В начале мая Минпромторг выступил с предложением снять ограничения по максимальной доле рынка для торговых сетей, которые планируют купить активы иностранных компаний, уходящих с российского рынка. Для заключения сделки всё равно потребуется предварительное согласие главы субъекта РФ и положительное заключение ФАС России, но жёсткого барьера, в который при расширении упираются сети сейчас, не предполагается. "ДП" разобрался, что это сулит региональному рынку продовольственной розницы.

Конкуренцию не разглядели

Пока снять ограничения планируется лишь до начала 2023 года. При этом управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь подчёркивает, что это не первое послабление в части контроля над конкуренцией. В начале февраля этого года принятый закон 11–ФЗ уже внёс ряд изменений в антимонопольные требования: предусмотрено, что положения ст. 14 закона о торговле, ограничивающие расширение торговых площадей, не будут применяться к сетевым ретейлерам и их поставщикам, если годовая выручка не превысила 800 млн рублей. Аналогичным образом были повышены пороговые значения для сделок, требующих особого внимания антимонопольного органа. "Вероятно, статистические данные и исследования госорганов свидетельствовали, что ситуация в сфере торговых сетей выровнялась", — говорит юрист.
Но всё же новый законопроект имеет экстраординарный характер и направлен на решение конкретной проблемы — компенсацию экономического шока от ухода иностранных сетей, в том числе в плане сохранения рабочих мест. Данная мера направлена скорее на минимизацию рисков социального взрыва. Другой вопрос, как именно будут структурированы такие сделки, будут ли в них включены условия о сохранении определённого штата сотрудников или количества рабочих мест, будут ли разработаны меры ответственности за нарушения таких требований.
Между тем взвешенно оценить, насколько монополизирован российский рынок в этой сфере, не так–то просто за неимением официальных данных. Пресс–служба ФАС не смогла предоставить корреспонденту "ДП" обзор долей торговых сетей на рынке продовольственных товаров в ключевых городах и регионах России, сославшись на то, что такие данные могут составлять коммерческую тайну компаний и обычно не разглашаются. Доли рынка, как утверждают в ведомстве, могут высчитываться при обращении ретейлеров в ФАС для согласования сделки M&A.
Но несложно предположить, что особое значение новая мера поддержки будет иметь для крупнейших торговых сетей страны — это "Магнит" и Х5 Group.

Лоббисты постарались

Конкретно в Петербурге это, возможно, поможет X5 Group арендовать или выкупить оставшиеся активы финской сети Prisma. Ретейлер управлял 16 торговыми объектами общей площадью 40 тыс. м². Слухи о том, что место Prisma может занять "Перекрёсток", поползли сразу же, как финская сеть объявила об уходе. Однако легальный способ сделать это тогда не просматривался.
По данным местного УФАС, доля X5 Group в Петербурге ещё в 2020 году составила 28,9%. С тех пор компания могла открывать новые магазины лишь на площадях, которые были арендованы до ограничений, наложенных антимонопольным ведомством.
Старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев отмечает, что Prisma арендовала площади от 2,5 до 4 тыс. м², что соответствует гипермаркетам. А в последнее время практически все ретейлеры начали уходить от этого формата. Поэтому можно ожидать, что если другие игроки, тот же "Перекрёсток", займут площади Prisma, то лишь частично, арендовав около 1,5 тыс. м².
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, решение Минпромторга — вероятное следствие лоббирования интересов конкретного ретейлера. А именно — Х5 Group. Также не исключено, что это задел на будущее, если вдруг кто–то из других иностранных сетей решит покинуть Россию до конца года. Впрочем, пока ни одна крупная иностранная FMCG–сеть не объявляла о своём уходе.
Исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков считает, что уход такого небольшого розничного оператора, как Prisma, не требует никаких правок в законодательном поле. Проверки антимонопольного ведомства подтверждают выводы, что превышение инфраструктурных ограничений на 25% по товарообороту одного оператора ведёт к увеличению цен для потребителей.
"Снятие таких ограничений приведёт к усилению доминирующего положения сетей и росту их влияния, — уточняет Востриков. — Рыночная сила и переговорная позиция сетей и поставщиков в текущих реалиях и так несопоставимы, а позволение скупать иностранные сети без ограничений только усугубит и без того шаткое бесправное положение поставщиков. Торговые сети продолжат с новой силой навязывать невыгодные условия сотрудничества. Альтернативные каналы сбыта и сегодня в дефиците".

Точно работает?

Основной сдерживающей силой для консолидации рынка теперь остаётся закон о защите конкуренции, в соответствии с которым, если сделка может привести к созданию или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, она нуждается в обязательном согласовании с ФАС России.
При этом эксперты рынка отмечают, что подобный механизм лишь частично помогает избежать монополии. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская подчёркивает, что в условиях вымывания средних и небольших игроков с рынка доля крупных ретейлеров растёт даже без открытия новых магазинов. Возможно, нужны дополнительные механизмы контроля, чтобы избежать резких повышений цен и картельных сговоров.
Дмитрий Востриков из "Руспродсоюза" считает, что ограничение на расширение торговых площадей при превышении 25% товарооборота розничной сетью, по сути, правильно и должно было сдерживать дальнейший рост торговых операторов. Недостаток в том, что нет нормы, которая обязывала бы снизить количество торговых объектов при фиксации такого превышения.
"Этот законодательный пробел и позволяет, по сути, обходить данную норму в 745 муниципалитетах, где зафиксировано превышение доли. Временная мера, предложенная Минпромторгом в интересах сетей, станет самой постоянной и будет способствовать дальнейшей монополизации рынка крупнейшими розничными сетями", — считает Востриков.
Он также обращает внимание на некоторую юридическую неопределённость в вопросе, что считать российским оператором розничной торговли. Как быть с обращением публичных акций на международном рынке и регистрацией торговых предприятий в иностранных юрисдикциях? В итоге не всегда точно понятен круг лиц, которые могут быть бенефициарами таких "временных послаблений". Между тем сейчас важно привлекать в отрасль торговли новых инвесторов, но монополизация этому мешает.
Вполне вероятно, что разрешение ретейлерам покупать сети может сохранить существующие рабочие места в этих компаниях и, как следствие, обеспечит стабильность для работников. Как говорят сами работодатели, "уроки пандемии выучены" и сейчас компании до последнего стараются избегать сокращений или потери работников, потому что потом их крайне сложно найти и набрать снова. В случае ухудшения ситуации компании могут использовать форматы неполной занятости (сокращённый рабочий день, коллективные отпуска, простой), но это будут меры, к которым будут прибегать в крайнем случае, чтобы сохранить ядро коллектива и не растерять штат. Более того — ряд компаний ставят в планы увеличение численности разных категорий работников до конца этого года. Чаще речь идёт о производственном персонале, линейных сотрудниках (43% компаний планируют увеличение), категории работников, связанных с продажами (ретейл и b2b), и IT–специальностях. В связи с этим грамотное проведение процедуры покупки вместе с работниками действительно может сохранить и развить бизнес. В целом же активность соискателей, указавших в информации о себе, что у них есть опыт работы в секторе "FMCG, товары народного потребления", за март–май по сравнению с началом года выросла в 1,5 раза. Но такая активизация характерна для всего рынка труда Петербурга.
Мария Бузунова
руководитель пресс–службы hh.ru по СЗФО
Это вынужденная мера. Рынок ретейла достаточно сложен, поэтому вопрос стоит так: либо иностранных игроков купят отечественные сети, либо они просто покинут рынок и оставят потребителей без продукции. Монополизация идёт естественным путём. Крупные сети ретейла более эффективны, чем отдельные магазины. Ограничение по доле рынка необходимо самим сетям, чтобы не прийти в итоге к принудительному разделению компаний для снижения этой доли. Но сейчас так вопрос не стоит, это станет актуально через 10 лет.
Артём Тузов
исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал"
На сегодняшний день иностранных сетей FMCG, решивших продавать свой бизнес в России, немного. В текущей ситуации, когда будущее не определено, многие компании сокращают развитие. В основном у иностранцев крупные форматы, которые теряют востребованность последние несколько лет. Сетям–покупателям обычно интересен не бизнес в целом, а конкретные локации, которые обычно в аренде и их можно переуступить. Я не думаю, что данное решение существенно повлияет на принятие решений локальными сетями и на распределение долей на рынке в ближайшее время.
Ольга Сумишевская
партнёр One Story

В контексте: связанная рука рынка

Иван Воронцов
Со стороны власти неоднократно звучали заверения, что в нынешний кризис Россия вступила хорошо подготовленной. Дескать, знали, на что шли. К тому же 2 года существования в условиях пандемии, свалившейся как снег на голову, тоже должны были обогатить опытом реагирования на неприятные вызовы. На практике же всё снова выглядит в соответствии с принципом "сначала сделай людям плохо, потом сделай нормально, и они будут думать, что им хорошо". Нет ничего удивительного в том, что отмена ограничений, проверок и бюрократических барьеров оказывается у нас самой эффективной мерой государственной поддержки. Ведь именно об этом бизнес просит десятилетиями. Удивление вызывает то, что именно решают отменять и смягчать.
О том, что наша розничная торговля является одной из самых зарегулированных в Европе, было прекрасно известно ещё в 2019 году, когда консалтинговая компания Civitta провела масштабное исследование на эту тему. Тогда выяснилось, что сложнее, чем в России, открыть магазин лишь в Италии и Белоруссии. Учитывалось при этом как количество разрешений, которые необходимо получить от разных ведомств, так и требования к помещению, а также антимонопольные нормы. Попутно аналитики выявили положительную корреляцию между степенью жёсткости госрегулирования ретейла и уровнем цен на продукты питания. Для России, где у большинства домохозяйств затраты на еду составляют более трети всех расходов (а в сельской местности — более 40%), это однозначно актуальный нюанс. Одним словом, есть что исправлять и где ослаблять гайки.
Но вместо того чтобы облегчить выход на рынок новым игрокам (и тем самым подбодрить инвесторов), дать вздохнуть небольшим сетям, которые еле выдерживают конкуренцию с китами рынка (не брезгуя при этом торговлей откровенным контрафактом, так как все нормальные поставщики опутаны контрактами с гигантами), в конце концов просто позволить бизнесу почувствовать себя чуть–чуть свободнее, государство претворяет в жизнь старую максиму о том, что богатые во время кризиса становятся ещё богаче, а бедные — ещё беднее. Продекларированная необходимость реагировать на массовый исход иностранных ретейлеров с российского рынка (которого на данный момент нет и в помине) — лишь повод для помощи уважаемым людям.
Левые любят ругать звериный оскал капитализма и насмехаться над теми, кто верит в невидимую руку рынка. На деле же гораздо эффективнее оскала работает улыбка (подобострастная или заговорщическая — в зависимости от обстоятельств) специалиста по коммуникациям, имеющего доступ в нужные кабинеты. А рука рынка по–прежнему остаётся не только невидимой, но и связанной.