Каско на миллион: страховка авто в Петербурге подорожала почти на треть

Автор фото: shutterstock

Полисы добровольного страхования автомобилей в Петербурге и Ленобласти с начала года подорожали на 20–30%. По итогам апреля цена каско на китайские бренды достигла 100 тыс. рублей, а на некоторые корейские — перевалила за 200 тыс.

Нестабильность курса рубля и блокировка поставок машин и запчастей в Россию из–за рубежа уже привели к их подорожанию. Вслед за этим выросли и цены на страховку. "ДП" обратился в автосалоны города, чтобы посчитать стоимость полиса каско при покупке нового легкового автомобиля.
Опрошенные "ДП" дилеры подтверждают, что цены на каско уже выросли с начала года на 20–30%, а на отдельные модели — ещё больше. К примеру, на Mercedes Benz G–class стоимость полиса каско может превышать 2 млн рублей, на Toyota Land Cruiser 300 — 1 млн. Цены на полис добровольной автостраховки на более массовые модели тоже увеличились. Так, на Toyota Camry в апреле полис каско подорожал до 560 тыс. рублей, на Kia Rio — до 242 тыс., на Hyundai Solaris — до 381 тыс. На китайские автомобили он в среднем составляет 100 тыс. рублей.
Напомним, что каско — это добровольный вид страхования. Однако при покупке новой легковой машины, особенно в кредит, он становится обязательным. Так банки защищают свой залог — как минимум от ущерба и от хищения. Средняя стоимость добровольного полиса автострахования росла и раньше у всех компаний, присутствующих в Петербурге. Однако в январе–апреле цены значительно прибавили в темпах роста.
"В массовом автостраховании цены зависят от стоимости ремонта или восстановления машины, а также от её цены в розницу, — объясняет собеседник “ДП” в авторетейле. — Из–за ослабления рубля и других причин цены на запчасти и на новые автомобили росли в течение всего прошлого года. А этой весной они и вовсе пошли на взлёт. Эти факторы не могли не сказаться на стоимости страхования".
У большинства компаний тарифы по каско с декабря прошлого года увеличились на 20–30%, подтверждают в Северо–Западном "Ренессанс страховании". До этого рост тарифов был существенно ниже, около 5% за квартал.

Заявили больше убытков

На рынке автострахования появился ещё один тренд. В этом году автовладельцы значительно чаще обращались к страховщикам с заявлениями о повреждениях своих транспортных средств. Так, по данным "Абсолют Страхования", если в марте 2021 года в компанию поступило 392 таких заявления, то в марте нынешнего — 648.
Аналогичная ситуация и у других автостраховщиков. "В I квартале 2022 года мы наблюдали рост обращений по каско — в основном по незначительным повреждениям лакокрасочного покрытия и стёкол", — говорит директор филиала "Росгосстраха" в Петербурге и Ленобласти Кирилл Павлов. Он связывает это в большей степени с общей напряжённой обстановкой. "Если раньше клиенты по незначительным повреждениям могли не обращаться в страховую компанию, то сейчас из–за возможных проблем с поставками запасных частей и ростом их стоимости владельцы автомобилей стали больше заявлять о подобных убытках", — поясняет Кирилл Павлов.
На "Ренессанс страхование" в марте обрушилась настоящая лавина спроса на ремонт стёкол: заявлений поступило в 2,5 раза больше, чем обычно. "У клиентов возникли опасения, что запчастей на рынке не останется, и они поспешили заменить стёкла со сколами и трещинами немедленно. В апреле ситуация нормализовалась", — отмечают в компании.
Впрочем, эту тенденцию фиксируют не все участники рынка. Так, в "Совкомбанк страховании" сообщили, что по итогам I квартала рост заявлений был пропорционален увеличению портфеля и каких–то серьёзных отклонений от нормы компания не обнаружила.

Продажи без плана

У некоторых авторетейлеров Петербурга сегодня нет плана по продажам новых легковых машин, говорят участники рынка. Перевес спроса над предложением был в течение двух предыдущих лет, с начала пандемии коронавируса. Однако в 2022–м ажиотажные покупки автомобилей буквально с автовоза пошли на спад. Так, по оценкам Ассоциации европейского бизнеса, в марте продажи новых автомобилей в России упали на 62,9% к аналогичному месяцу прошлого года — до 55 129 штук. По итогам же I квартала снижение составило 28,3%.
Одной из причин этого стали цены на новые автомобили. В Петербурге и Ленобласти они за 4 месяца выросли в среднем на 40%, подсчитали в "Авто.ру". К примеру, одна из самых популярных моделей — Lada Vesta — ещё в январе 2021 года стоила в Петербурге 851 тыс. рублей, а к марту 2022–го она уже "перепрыгнула" рубеж 1,5 млн. Рост цены на этот автомобиль к декабрю 2021 года составил 52%.
В качестве показательного примера можно также привести цену на Hyundai Solaris (2020 года выпуска и позднее). В январе она составляла 948,7 тыс. рублей, в марте — 1,65 млн (+46% к декабрю 2021–го). Ещё одна популярная модель — KIA Rio — в марте стоила 1,9 млн рублей (по сравнению с 1,07 млн в декабре 2021–го), подсчитали в "Авто.ру".
Второй причиной падения спроса стало решение Центробанка, который в конце февраля поднял ключевую ставку с 9,5 до 20% (это стало рекордным значением с 2013 года). Впоследствии ключевую ставку ЦБ "откатил" (сначала до 17%, а в начале мая — до 14%), и цены на авто немного пошли на спад.

На один новый — два с пробегом

По итогам I квартала продажи полисов каско у большинства участников рынка сократились, но пока незначительно. В январе и феврале был, наоборот, прирост. "В конце марта в связи с введёнными санкционными ограничениями сформировалась тенденция на существенное снижение. В целом же I квартал 2022 года показал незначительное падение продаж", — говорят в пресс–службе "Совкомбанк страхования".
Прогнозировать развитие событий сейчас сложно, но, пожалуй, никто из автодилеров сегодня не ждёт всплеска спроса на новые автомобили. По данным открытых источников, в России частично приостановлена работа автозаводов и контрактная сборка автомобилей 13 брендов, включая Lada, Hyundai и Kia, Toyota и Nissan, VW и Skoda. И почти 30 марок заявили о приостановке экспорта машин в Россию.
Некоторые крупные игроки авторетейла уже сделали ставку на диверсификацию, в том числе на развитие сегмента продаж автомобилей с пробегом. Так, компания "Рольф" открыла в Санкт–Петербурге свой первый супермолл, где будет представлено до 1500 таких автомобилей. Другое дело, что в ближайшее время денег у петербуржцев вряд ли станет больше. По оценкам агентства "Автостат", до 75% автовладельцев ожидают финансового ухудшения положения семьи.
"Новый автомобиль всегда стоит дороже, чем автомобиль с пробегом. В кризис происходит падение платёжеспособности. Естественно, чтобы продолжить продажи и дальше оказывать услуги сервиса, надо продавать автомобили более дешёвые", — сказал вице–президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры", председатель совета директоров ГК "БН–Моторс" Алексей Подщеколдин на конвенции РОАД–2022. По его мнению, сегодня "нужно продавать как минимум на один новый автомобиль два автомобиля с пробегом".
В теории это может означать, что автостраховщики тоже начнут искать способы сделать полисы добровольного автострахования дешевле, чтобы их чаще покупали владельцы автомобилей с пробегом. Некоторые компании уже запустили новые продукты, такие как каско с ограниченным покрытием и отдельным набором опций, что позволяет сэкономить на цене. Другие предложили действующим клиентам увеличить стоимость автомобиля до рыночных значений.
"Также большим спросом стал пользоваться продукт “GAP страхование”, расширяющий покрытие по каско", — добавляют в региональном "Росгосстрахе".
Больше всего на подорожание полисов каско повлиял рост стоимости корзины запчастей (в среднем на 32%), а также ожидание увеличения числа угонов. Мы продолжаем страховать все модели легковых автомобилей, жёстких мер в этом отношении пока не требуется. Падение продаж полисов каско в Петербурге и Ленобласти по итогам I квартала есть. По нашей оценке, рынок просядет ещё примерно на 15%. Основные причины — резкое снижение объёмов продаж у дилеров и отсутствие доступного кредитования. Именно в сегменте новых кредитных авто проникновение страхования особенно высокое, и проблемы в продажах новых машин болезненны для рынка каско.
Татьяна Никифорович
вице–президент по развитию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование"
На рост стоимости полисов каско значительно повлияло повышение цен на автомобили и запчасти. Рост цен на запчасти, в свою очередь, был спровоцирован их дефицитом, который возник на фоне ухода мировых автопроизводителей с российского рынка и нарушения логистических цепочек. Мы надеемся на стабилизацию ситуации в течение 2–3 месяцев, когда будут налажены новые цепочки. Продажи полисов каско в Петербурге и Ленобласти в I квартале 2022 года сократились. Мы связываем это со снижением покупательной способности населения.
Олег Шебанов
руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования компании "Абсолют страхование"