Автозаводы взяли тайм–аут на размышление

Автор фото: Ермохин Сергей

Обвал продаж новых легковых машин в марте породил прогнозы о сокращении авторынка России в 2022 году до 70%.

Вероятное снижение объёма продаж автомобилей в России до 1 млн штук в год и ниже ставит под сомнение планы по развитию автозаводов. А их текущие показатели и политическая турбулентность могут привести автоконцерны к переговорам с властями о послаблениях в локализации российских производств.

Секретная шкала

Минпромторг РФ ведёт оценку уровня производства российской промышленности в баллах (система введена постановлением правительства РФ от 25 мая 2019 года). Чем больше отечественных компонентов в автомобиле, тем выше балл. Например, за локализацию сварки и окраски кузова начисляется 400 баллов, за использование не менее 70% российского металла в общей массе кузова — 200. Максимальное количество, которое автозавод может набрать в системе, — 8800.
От количества баллов зависят объём государственной поддержки автозаводов и их доступ к госзакупкам. Так, в 2021 году закупать для госнужд можно было только автомобили со степенью локализации больше 3200 баллов. К 2023–му для участия в госзакупках производитель легковых автомобилей должен набрать не менее 4500 баллов, к 2025–му — не менее 5500.
Уровень локализации подтверждают актами региональные торгово–промышленные палаты. Ни они, ни участники рынка публично не раскрывают эти данные, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако некоторые из них периодически публикует Минпромторг.
В марте этого года конвейеры автозаводов начали останавливаться на неопределённый срок один за другим из–за нехватки комплектующих. Тогда эксперты пытались понять, чего же именно не хватает сегодня для производства машин в России. В конце марта РБК со ссылкой на данные Минпромторга опубликовал топ–10 самых локализованных машин в стране. По его оценкам, больше всего локализовано производство Lada. Так, модель Lada Granta набрала 4621 балл, Niva — 4156, Vesta — 3995, Largus — 3420.
У трёх моделей, которые выпускает петербургский завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР), — Kia Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta — в этом рейтинге по 1550 баллов. У Toyota RAV4 и Toyota Camry — по 1000. Модели Nissan петербургского производства в топ–10 не попали. По итогам 2020 года в Минпромторге оценивали выпускаемые в Санкт–Петербурге кроссоверы Nissan в 1500 баллов.

Возврат к механике?

Впрочем, сегодня и лидерство в локализации не помогает обеспечить бесперебойную работу конвейеров. Так, журналисты Autonews со ссылкой на источники, близкие к заводу, сообщали: если проблемы с поставками комплектующих продолжатся, теоретически АвтоВАЗ сможет выпускать только отдельные модели с механическими коробками передач. Отмечалось, например, что часть электроники предприятие получало от германской Bosch, а эта компания пока прекратила поставки запчастей в Россию.
Отметим, что ХММР практически сразу после запуска "привёл" в Санкт–Петербург и парк поставщиков, которые открыли в городе собственные производства. По данным "ДП", самый локализованный автомобиль ХММР — кроссовер Hyundai Creta второго поколения, его серийный выпуск на петербургском заводе начался летом 2021–го.
На тот момент эта модель оценивалась в 1700 баллов по методике Минпромторга РФ. В компании отмечали, что в числе новых комплектующих, локализованных в России, — стёкла, стеклоподъёмники, ремни безопасности, рулевое колесо, дверные уплотнители, защита картера и пластиковые накладки на пятую дверь. А в октябре 2021–го, когда стартовало производство двигателей на заводе "Хендэ Виа Рус", уровень локализации Hyundai Creta, по подсчётам "ДП", должен был достичь 2100 баллов (в версии 2WD и с объёмом двигателя 1,6 л).
Сейчас производство легковых автомобилей продолжается лишь на четырёх заводах в России. Это Ульяновский автозавод, "Хавейл Мотор Рус", "Мазда Соллерс" и "Автотор" (там продолжается выпуск моделей Kia и Hyundai, но сборочный конвейер BMW приостановлен).

Миллиардные прибыли в прошлом

Все четыре петербургских завода приостановлены с начала марта. Отметим, что финансовые итоги прошлого года для них были весьма позитивными. Так, петербургский завод Nissan впервые закончил год с прибылью. Выручка ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" в 2021–м выросла на 1,6%, до 100,2 млрд, чистая прибыль составила 2,9 млрд. При этом предыдущие 7 лет для предприятия были убыточными: так, в 2020–м убыток завода составил 2,2 млрд, в 2019–м — 8,4 млрд, в 2018–м — 6,5 млрд. Предприятие выпускает модели X–Trail, Murano, Qashqai и Terrano. Мощность составляет 100 тыс. автомобилей в год.
В свою очередь, у ООО "ХММР" выручка в 2021 году выросла на 19%, до 207 млрд, чистая прибыль увеличилась на 95%, до 11,2 млрд. Мощность завода — более 200 тыс. автомобилей в год.
Завод по производству двигателей для Hyundai и Kia, запущенный осенью прошлого года, также завершил его с прибылью. Выручка ООО "Хендэ Виа Рус" в 2021 году составила 3,7 млрд рублей, чистая прибыль — 53 млн. По объёму выручки предприятие сравнялось с петербургским заводом по сборке грузовиков Man и Scania. Так, у ООО "Скания Питер" выручка в 2021 году составила 3,4 млрд (чистая прибыль — 76 млн), у ООО "Ман Трак Энд Бас Продакшн Рус" — 2,5 млрд (чистая прибыль — 100 млн).
Предприятие Toyota не имеет отдельного юридического лица и действует как филиал московского ООО "Тойота Мотор", которое также занимается дистрибуцией автомобилей в России. Выручка российского представительства японского автоконцерна в 2021–м выросла на 26%, до 332 млрд рублей, чистая прибыль — на 110%, до 22,3 млрд.

Обрушение после восстановления

В 2021 году производство автомобилей в России превысило 1,5 млн, что на 10% больше показателя 2020–го. В частности, рост производства в сегменте легковых автомобилей составил порядка 8%. Однако в марте 2022 года продажи новых автомобилей в России упали на 62,9% к аналогичному месяцу прошлого года, до 55 129 штук. По итогам же I квартала снижение составило 28,3% (год к году), подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Итог месяца стал едва ли не самым скромным за последние годы.
Эксперты осторожны в прогнозах, но, по некоторым из них, в критическом случае рынок продаж в текущем году может сократиться до 0,9–1 млн новых легковых автомобилей. Это крайне низкий показатель, ставящий под сомнение развитие производственных мощностей по выпуску машин в стране.