Поддержите меня семеро: помощь Смольного бизнесу недостаточна

Автор фото: shutterstock

Смольный активно работает над поддержкой бизнеса и экономики, однако реальные результаты этой работы, несмотря на большое число мер, остаются скромными. Особенно в сравнении с Москвой.

Смольный представил план первоочередных мер для поддержки 11 марта, через 2 недели после начала событий на Украине. Он пообещал не повышать ставку налога на имущество, ввести налоговый вычет по расходам на НИОКР, расширить применение инвестиционного налогового вычета, снизить административное давление. В числе мер значилась также поддержка малого бизнеса и промышленности, авансирование по госконтрактам, возможность закупок у единственного источника и пр. Уже через неделю губернатор Александр Беглов анонсировал новые меры, включая снижение налогов для обрабатывающих производств и для IT–компаний. Отдельно было оговорено, что региональные меры поддержки начнут действовать после принятия соответствующих нормативно–правовых актов.
По словам опрошенных "ДП" экспертов, с разработкой "нормативки" до сих пор дела обстоят не очень. Координацией поддержки бизнеса занимается специально созданный оперативный штаб, который возглавляет вице–губернатор Алексей Корабельников. Однако реальные результаты его работы не так заметны, особенно на фоне активности Москвы, которая, кажется, задалась целью не просто сохранить экономику в новом кризисе, но и существенно нарастить её. Тогда как петербургские меры спасения экономики кажутся формальными и созданными для галочки.

Обещали деньги вперёд

Строительные компании, работающие по госзаказу, ещё в марте обрадовали обещаниями серьёзно увеличить авансы. Полученные заранее средства могли бы позволить закупить материалы и оборудование, которые дорожают, как и всё вокруг. Механизмы расчётов пока не утверждены, но будут приняты в ближайшее время, говорят собеседники в Смольном.
С точки зрения застройщиков жилья все основные мероприятия — субсидирование ставки по ипотеке и проектному кредитованию — также были сделаны на федеральном уровне. "Городские власти могли бы ускорить рассмотрение проектов на Градкомиссии и умерить свои желания по строительству социалки и дорожной инфраструктуры. Сейчас на фоне роста цен на стройматериалы обязательства растут. Если полгода назад мы оценивали их в 20–21 тыс. рублей за м2 улучшений, то сейчас это уже 28–30 тыс. Что, естественно, сказывается на цене жилья", — говорит один из застройщиков.
Девелоперы предлагают если не снизить нормативы, то хотя бы компенсировать часть затрат.

Помогли пенями

Меры имущественной поддержки, озвученные на данный момент Смольным, широтой размаха не поражают. По сути их нет. Самая странная ситуация — с НТО (нестационарными торговыми объектами). В начале марта публично было сказано о моратории на их снос. Однако вскоре стало понятно, что это было только пиаром: почти сразу после громких слов предпринимателям стали рассылать уведомления о демонтаже, зафиксированы первые сносы. По факту НТО сейчас никак не защищают, даже те, что выплачивают аренду. Бизнес пишет жалобы в Москву, но пока эффекта всё это не возымело.
Поддержка арендаторов заключается в том, что город пообещал не начислять пени в случае просрочки до конца 2022 года. При этом комитет имущественных отношений сразу же оговорился, что сохраняет за собой право расторгать договоры в случае невнесения платы за два платёжных периода. Никаких отсрочек или тем более отмены по оплате власти не предлагают.
Без поддержки (как и в ковид) остаются и владельцы торгово–развлекательных центров. Как рассказывал гендиректор "Форт групп" Максим Левченко, на встрече в Смольном власти обещали не повышать в этом году налог на имущество и пересмотреть кадастровую стоимость ТРК. Но с той встречи прошло уже 3 недели и никакого движения не видно, говорят участники рынка. Напомним: в этом году должны вступить в силу результаты новой кадастровой оценки участков, а в следующем — зданий и помещений. Отметим, что на кону десятки миллиардов рублей, от которых пришлось отказаться в прошлом году из–за ковида. По словам участников рынка, поддержка в этом году пригодилась бы и владельцам офисной недвижимости, ожидающим серьёзного исхода арендаторов уже в ближайшие месяцы (представителей иностранных компаний, IT–предприятий и пр.).

Всё лучшее — IT

Петербург не может похвастаться и собственными мерами финансовой поддержки, ограничившись принятыми ещё 2 года назад, в период пандемии, которые были продиктованы из Москвы. Часть нововведений, анонсированных в марте–апреле 2022 года, также не является собственной заготовкой городских чиновников.
Два налоговых послабления коснулись сферы IT и промышленных предприятий, работающих по УСН. Им снижена ставка налога до 1% от доходов либо 5% по схеме "доходы минус расходы". И если у первых льготный период продлится до 2024 года, то для вторых — только до конца текущего. Система упрощённого налогообложения предусматривает, что власти регионов могут устанавливать ставки самостоятельно в пределах 1–6% в зависимости от видов предпринимательской деятельности. Петербург облегчил нагрузку только двум сферам.
Известно, что Минцифры, инициатор льгот для IT–компаний, в письме к губернаторам предложило дополнительно снизить не менее чем в 2 раза ставку налога на имущество, земельный налог, плату за аренду госимущества, а также предоставить региональные гранты на дальнейшее развитие. Дальше снижения налогов процесс пока не пошёл.
Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса получил из бюджета города дополнительный 1 млрд рублей (столичные власти пополнили свой фонд на 7 млрд). Докапитализация, по задумке чиновников, позволит значительно увеличить количество выдаваемых льготных займов сроком до 1 года по ставке 1%. По условиям программы заём выдается только на условиях полной обеспеченности залогами и только тем компаниям, деятельность которых включена в федеральный список пострадавших отраслей. При максимальной сумме займа 5 млн рублей 1 млрд рублей может хватить не более чем на 200 ссуд.

Московское счастье

По оценкам "ДП", власти Москвы за год потратят на поддержку промышленной отрасли две трети от суммы, заложенной в Петербурге на пятилетку. У нас на прямое стимулирование инвестиций промышленности будет направлено почти 29 млрд рублей. В рамках уже принятых "антисанкционных" мер из городской казны выделили 3 млрд: 2 млрд пойдут дополнительно промышленному фонду и 1 млрд — фонду по поддержке малого и среднего бизнеса. В то же время в Москве мэр Сергей Собянин объявил о докапитализации промышленного фонда на 20 млрд (с прежних 4,3 млрд).
Если сравнивать промышленность Москвы и Санкт–Петербурга с другими регионами, то в столице объём отгрузки в 2021 году был 9,6 трлн рублей. Это примерно столько же, сколько в сумме у идущих за ней Московской области (3,8 трлн), Санкт–Петербурга (3,2 трлн) и Республики Татарстан (2,8 трлн), вместе взятых. При этом нужно отметить, что и развитие отрасли в столице идёт вдвое бодрее, чем в Петербурге. Так, объём промышленного производства в январе–феврале 2022 года в столице увеличился на 24,6%, у нас — на 10,7%. По итогам 2021 года рост этого показателя составил 36,6% и 7,5% соответственно.
"Сравнивать регионы друг с другом сложно и не очень корректно. Во–первых, разные уровни развития промышленности, во–вторых, разные бюджеты", — говорит Кирилл Соловейчик, председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ).

На треть готовы

В 2021–2025 годах Смольный планирует, с учётом денег из федерального бюджета, напрямую вложить почти 29 млрд и по итогу привлечь 320 млрд инвестиций в основные фонды. "Напомню, в среднем этот показатель в Петербурге был 50–60 млрд рублей в год, а в прошлом году мы побили все рекорды: 100 млрд рублей инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств. По сути это уже треть того, что мы планировали к 2025 году. В этом смысле динамика очень хорошая", — подчёркивает Кирилл Соловейчик.
В ближайшее время Смольный намерен начать заключать офсетные контракты, которые гарантируют госзакупки в обмен на инвестиции и старт запуска продукции в городе. Власти также намерены выделять без торгов землю с подведёнными коммуникациями под строительство новых заводов.
Меры поддержки, которые уже приняты в Петербурге, обойдутся бюджету примерно в 10 млрд недополученных налоговых доходов, говорит собеседник "ДП".

Согласны на всё

Сами промышленники говорят, что просто согласны на всё, что может предложить город. По их словам, попытка получить что–то от Смольного без гарантий возврата обречена на провал. Многие не готовы сейчас вкладываться в расширение, поскольку не уверены, что смогут исполнить и текущие контракты. Участники рынка, опрошенные "ДП", указали, что больше всего их волнует льготное кредитование (с учётом того, что ставки по кредитам резко выросли), а также вопрос, можно ли заморозить тарифы на коммунальные услуги и энергоресурсы. Исполнители госконтрактов мечтают о 100%–ном авансировании по заключённым договорам, а поставщики оборонных предприятий — об отмене штрафов за срывы сроков, если они произошли из–за отсутствия иностранных комплектующих.
Отметим, что и промышленные "льготники" Петербурга не всегда в равном положении по сравнению с Москвой. Так обстоит дело, например, если сравнить особую экономическую зону (ОЭЗ) "Санкт–Петербург" и "Технополис “Москва”" (они обе технико–внедренческого типа). Так, недавно резидентам петербургской ОЭЗ снизили налог на прибыль до 2% и обнулили ставку налога на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет.
Однако это коснулось только тех, кто стал резидентом ОЭЗ с 2021 года. Для "старичков" ставка налога осталась прежней (12,5%), а после 2024 года она вырастет до 13,5%. В московской ОЭЗ аналогичные льготы распространяются на всех. "Предлагая городу обнулить налог на прибыль, мы имели в виду всех резидентов, в том числе пришедших в 2007–2021 годах, которые реализуют вторые и третьи очереди производства. Наше предложение не нашло поддержки", — поясняет гендиректор АО "ОЭЗ “Санкт–Петербург”" Тамара Рондалева. По её данным, со ссылкой на резидентов ОЭЗ, на текущий момент главная необходимая мера поддержки — льготное кредитование.
Меры поддержки — тот случай, когда всегда хочется больше. Мы в безостановочном режиме запускаем меры поддержки. Не стоит задачи много денег сразу "закачать" в тот или иной фонд. Мы двигаемся "захватками": использовали средства — отчитались, проанализировали эффективность, усовершенствовали механизм поддержки, оценили необходимый объём дополнительных средств и запросили следующий транш. В этом году мы приступили к реализации политики кадрового обеспечения развития промышленности. И теперь видим необходимость более активно формировать инфраструктуру, то есть инженерно подготовленные участки для строительства производств. Важный аспект — целевое предоставление участков. В ближайшее время этот механизм должен заработать. Это важно с точки зрения как сроков запусков, так и развития производственных цепочек. Уже есть участки в "Ржевке", до конца года мы сможем их предоставить. Ключевое для любого бизнеса — спрос. И в первую очередь здесь идёт речь о городском заказе. Мы совместно с федеральными властями добивались внесения изменений в 44–ФЗ в части офсетных контрактов. Просили снизить инвестиционный "порог входа" с 1 млрд до 100 млн рублей, и Минфин нас поддержал. В ближайшее время первый такой контракт будет заключён. Не стоит забывать и о региональных инвестпроектах. В 2021 году нам удалось привлечь их почти на 29 млрд рублей. По информации от предприятий, более 9 млрд рублей проинвестировано в оборудование, будем часть этих затрат возмещать.
Кирилл Соловейчик
председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга
Субъектам МСП в области IT–технологий разрешено применять пониженные ставки по УСН в период с 2022 по 2024 год. При сохранении штатной численности, 90% доли выручки, аккредитации в Минцифры. Если бизнес не выполнит требования, то будут ли начислены пени за неполную уплату авансовых платежей? В настоящий момент официальных разъяснений по этому вопросу пока нет. Схожие меры предусмотрены и для производственных отраслей, но с отличием, что отсутствует ограничение по численности и ниже требование по доле дохода. Для промышленников льгота распространяется только на 2022 год.
Татьяна Бардак
руководитель консультационного отдела ООО "Что делать Аудит", аттестованный член палаты налоговых консультантов РФ
Самая эффективная мера поддержки бизнеса — сокращение его затрат. А они пока только увеличиваются. Из–за падения импорта сократился грузопоток. Чтобы как–то уехать, перевозчики конкурируют, чтобы хоть как–то обеспечить вал денежных средств для оплаты лизинга и выплаты зарплат, но обслуживать его стало ещё дороже. И транспортный налог как был, так и остался, плюс сборы по "Платону" и, как совпало, весной ограничения по тоннажу из–за просушки дорог. Ограничения действуют только на региональные и муниципальные автодороги (а не федеральные). Сокращение импорта и просушка, ставка ЦБ РФ — за это платит конечный потребитель.
Александр Иванов
генеральный директор ФТК "Сотранс"