Приходите к нам вчера: скидки в Петербурге заменили на "старые цены"

Автор фото: shutterstock

В трудную годину продавцы придумали новый маркетинговый ход — вместо обещаний скидок они сообщают, что продают товары "по вчерашним ценам". Но могут ли цены на самом деле быть "вчерашними"?

"Вчерашние цены" — звучит почти фантастически: сбои в логистических цепочках, падение рубля и повышение стоимости сырья вызвали неизбежное подорожание. Даже по официальным данным Росстата рост потребительских цен с начала года составил 9,9%.
Однако некоторые ретейлеры из FMCG–сегмента, а также продавцы техники запустили акции, заявляя, что сохранили ценники на прежнем уровне. Например, сервис доставки "Самокат" продаёт ряд социально значимых товаров с пометкой "цена как вчера". К ним относятся крупы, мука, вода, некоторые товары для детей, средства личной гигиены, а также корм для животных. Но количество товарных позиций постепенно сокращается. В самой компании не смогли рассказать подробности акции. "Лента Онлайн" также заявляет, что сохраняет старые цены на многие позиции аксессуаров и сладости. Торговая сеть "М. Видео" говорит, что реализует часть ассортимента по старым ценам. Всего доступно 65 видов товаров.

Реальное вчера

Как рассказали "ДП" в пресс–службе Wildberries, компания в конце марта запустила специальную программу, направленную на снижение стоимости товаров на маркетплейсе с учётом укрепления курса рубля. Для продавцов, снизивших цены или оставивших их на уровне февраля, Wildberries уменьшит свою комиссию на 3–5% в зависимости от модели продаж. Как отметили в компании, её затраты на это составят 9,5 млрд рублей. Как результат: цены на отдельные модели ноутбуков продавцы Wildberries уменьшили на 30%, мониторы — на 40%, МФУ — на 24%, системные блоки и моноблоки — на 30%, смартфоны — на 20%.
CEO разработчика программного обеспечения для маркетплейсов CS–Cart Илья Макаров сообщил "ДП", что компания замораживает цены на все продукты до 1 сентября: "Мы оптимизировали процессы, наш маркетплейс дополнительных модулей и тем развивается, и мы ожидаем активный спрос. Рынок e–com растёт в мире и в России. Из–за последних событий предприниматели отдают предпочтение скачиваемым продуктам, которыми можно владеть на 100%. Несмотря на очередной рост зарплат в IT–отрасли, мы понимаем, что предпринимателям не хватает определённости, поэтому обеспечиваем предсказуемость нашей бизнес–модели".

Это честно

Если смотреть на ситуацию глазами потребителя, то кажется несправедливым, когда продавцы поднимают стоимость на товары, которые закупили ещё по старым ценам. С точки зрения предпринимателя всё логично. "Ему нужно не просто отбить старые затраты, но и иметь финансы, чтобы купить что–то новое. И это новое дороже", — говорит основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская.
Способом сэкономить на закупках и удержать за счёт этого покупателей может быть смена поставщиков — со старых на новых, не избалованных любовью потребителей. "Для ретейла один из ключевых инструментов сейчас — обратить внимание на менее известных поставщиков. Если уже раскрученные производители напитков, консервов или, скажем, сладостей стали сильно выше в цене, можно попробовать занять их нишу теми, кто сейчас стоит так, как они ещё пару месяцев назад. Тогда конечного потребителя и систему его трат будет проще удерживать", — говорит она.
В итоге, как отмечает эксперт, через какое–то время цены поднимутся на всё и "как вчера" уже не будет нигде. Тогда и вернутся старые добрые акции, может быть, даже с подарками и скидками, но уже в новой стоимостной реальности. При этом, говорит Теххи Полонская, можно ожидать, что пока цены "как вчера" месяц–другой ещё будут работать.

ЦБ помог

Сдерживанию цен помогает начавшееся укрепление рубля. "На российском рынке техники, детских и спортивных товаров, а также других направлений большая часть валютных товаров, стоимость которых сильно зависит от изменения курсов валют, — сообщили в пресс–службе “Ситилинка”. — С укреплением рубля поставщики и производители снижают цены. Как только ситуация с курсом валют начала стабилизироваться, мы, в свою очередь, снизили цены, например, на ноутбуки до 20%, и снижение стоимости коснулось видеокарт, компьютеров, планшетов, детских товаров и других категорий. Также ещё мы зафиксировали стоимость на уровне начала февраля на 450 наименований электроники, бытовой техники и товаров для дома".
"Есть старые запасы товаров, есть ранее согласованные акции, — говорит гендиректор “Лаборатории трендов” Елена Пономарёва. — Sales promotion могут себе позволить крупные производители и ретейл вместе с ними, потому что скидка на полке — это всегда разное соотношение потери маржи, предоставляемой сетью и производителем. Обе части спонсируют это снижение цены в разном соотношении. Это очень важный момент. При этом стало меньше скидок и акций, потому что, будем честны, сейчас вообще ничего непонятно. Запасы на складах есть, с основными продуктами питания всё в порядке, но в остальном мы понимаем: как только будут склады распродаваться, часть продукции исчезнет, и с этим ничего не сделать".

Клиент не помнит

В сфере услуг маркетинговые механизмы про "вчерашние цены" работают не на привлечение, а на удержание клиента. Это хорошо заметно на примере салонов красоты. "Клиент не знает, какие цены у нас были до конца февраля, тем более что разброс цен в разных сегментах большой. Например, маникюр в Петербурге можно сделать как за 1 тыс. рублей, так и за 5 тыс.", — говорит общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
По её словам, среди представителей отрасли распространены лозунги о том, что у компании хватает ресурсов, чтобы сохранить цены на нынешнем уровне до 1 июня. Садыкова добавляет, что бизнес сейчас ощущает приток клиентов в экономсегменте, такая же тенденция намечалась и в предыдущие кризисы.
"Предлагая услуги по старым ценам, компании жертвуют своим интересом, но сейчас гораздо лучше отработать в ноль, чем получить кассовый разрыв", — отмечает она.

Высокие, как раньше

На строительном рынке, говорят его участники, девелоперские компании пока не понимают, что будет с ценами в будущем. Поэтому часть из них заморозила продажи в самом начале февраля, а потом и цены на недвижимость. Впрочем, как говорят эксперты, ценники на квартиры постоянно пересматриваются, и даже если компания говорит о заморозке всех цен, не факт, что по каким–то наиболее востребованным лотам стоимость квартиры не увеличится.
Всего с начала года цена квадратного метра в новостройках Петербурга выросла на 12%, в том числе на 5% — с начала марта. Сейчас, по оценкам консалтингового центра "Петербургская недвижимость", средняя стоимость "квадрата" в Петербурге достигла 214,7 тыс. рублей. Больше всего цены выросли в пригородах — на 11% с начала марта, а с Нового года — на 20% (до 150 тыс. рублей за 1 м2).
"Цены на недвижимость выросли от 5 до 10% только за последний месяц", — подтверждает Ольга Ульянова, директор по маркетингу "Полис Групп". "В феврале–марте спрос на квартиры увеличился на 20%. На фоне турбулентности в экономике петербуржцы стремились перевести сбережения в надёжный актив. Плюс те, кто планировал покупку жилья, ускорились в принятии решения", — говорит директор по продажам группы "Аквилон" Егор Фёдоров.
Крупные федеральные ретейлеры официально заявили, что отменят торговую наценку на социально значимые товары, некоторые делают так, чтобы наценка не превышала 10%. Это позволяет скорректировать цены на полке. У каждого ретейлера свой подход к определению социально значимых товаров. Например, X5Group и "Магнит" заявили, что минимальная наценка будет действовать на 20–25 категорий и примерно на 200 позиций. Есть ощущение, что остальные ретейлеры будут действовать так же, чтобы обеспечить себе трафик, меняя список таких товаров от месяца к месяцу. Это позволяет компаниям сохранять привлекательность у клиентов. Есть ряд позиций, по которым человек определяет, "дорогой" это магазин или "дешёвый", стоит ему только в него зайти. Например, таким товаром, который лежит в отделе овощей и фруктов при входе, являются бананы. Долго в федеральном ретейле сохранялась тенденция, что маржа сети на продукты была отрицательной. Сети опускали на некоторые товары (в частности, бананы) цены даже себе в убыток, но зато могли заработать на других товарах. Если сети где–то убирают свою наценку на какие–то товары, это не значит, что они обязательно несут убытки.
Дарья Акимова
руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech
Для застройщиков фраза "мы держим цены" — больше рекламная фишка. Да, на какие–то квартиры в каких–то жилых домах цены не менялись. Но это скорее из–за того, что именно они не пользовались спросом. Девелоперы в большинстве своём применяют динамическое ценообразование: если продукт пользуется спросом, цены на него растут. В нынешней ситуации продавать жильё по ценам января–февраля можно, так как, скорее всего, это означает, что в январе–феврале квартиры были выставлены по завышенной цене.
Андрей Тетыш
председатель совета директоров АРИН
Ретейлеры обращаются к производителям с предложением проводить акции. Но поставщикам это невыгодно. Они не могут сформировать ценовую модель и, как следствие, выделить деньги на промо. Кроме того, промо как инструмент продвижения торговой сети будет работать уже сегодня — покупатель придёт в магазин за скидкой. Промо же как инструмент продвижения бренда пока бессмысленно, так как никто не понимает, сколько будет стоить рекламируемый товар через неделю.
Сергей Илюха
эксперт по розничной торговле