Магазины и общепит в Петербурге стали экономить на пакетах и салфетках

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Ретейлеры и общепит сокращают использование некоторых видов упаковки, тары и расходных материалов. Кое от чего приходится отказываться не по своей воле.

Торговые сети и заведения общепита в Петербурге вынуждены искать более дешёвые варианты упаковки и расходных материалов. Некоторые сети кофеен теперь выдают пакетики сахара, трубочки, крышки для стаканов с кофе только по запросу клиента. Службы доставки готовой еды экономят на соусах и одноразовых приборах.
По оценкам экспертов, в общепите и розничной торговле различные расходники (кассовая лента, бумажные ценники, фирменные пакеты, одноразовая тара и упаковка, а также бесплатный сахар, зубочистки, салфетки или специи) могут занимать до 10% ежемесячных трат. Сокращение их использования в рамках одной торговой точки или кафе при кажущейся несерьёзности может сразу дать существенную экономию. В текущих условиях, когда все переживают непростые времена, а ожидают ещё более непростых, это становится востребовано как никогда.
Причём в случае с упаковкой экономия может оказаться вынужденной. С дефицитом привычных материалов уже столкнулись производители продуктов питания. Особенно не хватает тетрапака для соков и молока. В связи с этим Минсельхоз начал разрабатывать меры по замене этой упаковки на возвратную тару — стеклянные бутылки и банки.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко отмечает, что производители других пищевых продуктов (мяса, кондитерских изделий и т. д.) отмечают перспективу дефицита специальных подложек и пищевого целлофана.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская добавляет, что из–за всех этих трудностей итоговая цена товаров на полке увеличивается не менее чем на 30%. При возможности переналадки производственных лент компании меняют литраж или тетрапаки с пластиковыми крышками заменяют на стекло.
У ретейлеров свои проблемы: они сталкиваются с дефицитом кассовой лента, термоэтикеток, пищевой плёнки и бумаги, в том числе для ценников.
"Это явно повлияет на бизнес–процессы магазинов: более редкая переоценка и замена ценников, использование любой бумаги для ценников вне зависимости от того, стоит ли позиция в промо или нет, существенное сокращение оставшегося бумажного документооборота, сужение ассортимента предзаготовленной нарезки, готовой еды или еды навынос, иные способы маркировки сроков годности", — считает Сумишевская.
Начальник управления закупками и внедрения новых упаковочных решений "Азбуки вкуса" Оксана Егорова рассказала, что в сети прорабатывают варианты сокращения разных видов упаковки и расходных материалов там, где это возможно без потери качества.
"Уходим от массового использования бумажных носителей. Как в документообороте продолжаем переход на ЭДО в ускоренном режиме, так и в рознице — сокращаем расходные промоматериалы в мерчандайзинге", — говорит она.
В пресс–службе "ВкусВилла" утверждают, что сейчас запасов упаковки у поставщиков достаточно и поставки продуктов в магазины и дарксторы сети идут в штатном режиме. Но, играя на опережение, в компании начали пересматривать некоторые процессы и искать альтернативные варианты.
"Мы уже тестируем отечественные аналоги сырья для упаковки. Постепенно будем адаптироваться к меняющимся условиям. Также рассматриваем варианты альтернатив тетрапаку: бутылочки, стаканы, дой–пак, также фин–пак как крайняя мера", — говорят в сети.
В скором времени розничные магазины могут столкнуться с дефицитом чековой ленты, так как зарубежные поставщики снизили её отгрузки в Россию. Поэтому Минпромторг предложил ФНС разрешить торговым сетям не выдавать бумажные чеки с каждой покупкой.
Впрочем, многие крупные федеральные и региональные компании уже давно предлагают покупателям отказаться от бумажных чеков и получать электронные на e–mail или в мобильном приложении. В России также запустили пилотный проект ФНС России "Мои чеки онлайн", где потребитель может отслеживать все свои покупки из интернет–магазинов и из традиционной розницы.
Во "ВкусВилле" покупателей полностью перевели с бумажных чеков на электронные с марта. В сети запустили электронные чеки ещё в 2020 году. Эта инициатива была направлена на то, чтобы помочь клиентам вести экологически устойчивый образ жизни, а также снизить экослед компании. По итогам 2021 года более 264 тыс. покупателей уже получали чеки онлайн. А компания сэкономила на этом почти 9270 км чековой ленты. Сейчас переход приобрёл новый смысл: сократить затраты на дорогую чековую ленту, чеки большинство всё равно выкидывают.
Оксана Егорова рассказывает, что на прошлой неделе в "Азбуке вкуса" перестали вкладывать бумажные чеки в онлайн–заказы, заменив их на электронные сообщения. Также в сети не исключают возможности полного перехода на электронные чеки в рознице — пока ведутся поиски самого эффективного технологического решения, которое будет удобным и для клиентов, и для компании.
Дефицит упаковочных материалов может существенно отразиться на доставке из ресторанов и кафе, а также на количестве заказов навынос.
Управляющий партнёр "8956 Oblomoff food" Владимир Шершнев замечает, что в 2 раза подорожал гофрокартон, из которого в заведении делали упаковку для доставки блюд. В итоге в компании решили полностью от него отказаться и заменить на более дешёвый материал.
Некоторые кофейни в городе стали убирать пакетики с сахаром из открытого доступа. Однако с оправданностью и разумностью этой меры согласны далеко не все. Совладелец PITA’S Александр Крылов считает, что экономия на сахаре показывает недальновидность и "откровенное жлобство" владельцев бизнеса.
"Мы предпринимаем действия по сохранению уровня качества — если поднимается цена на продукты, мы повышаем цены на блюда, а не урезаем порции. И не меняем дорогие продукты на дешёвые, более плохого качества", — излагает он собственную философию поведения в кризис.
"Оставлять такие вещи, как сахар, в открытом доступе не имеет смысла. Зачастую люди берут больше продуктов, чем нужно, и в дальнейшем их приходится выбрасывать, — возражает Владимир Шершнев. — Поэтому мы изначально не оставляли сахар в открытом доступе, а выдавали по просьбе. В общем объёме затрат общепита сахар не стоит почти ничего".
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова подтверждает, что расходы на сахар, стаканчики и тарелки занимают в структуре затрат всего несколько процентов и такая экономия бизнесу не поможет. Данные решения принимаются скорее, чтобы растянуть имеющиеся на складах остатки.
Ранее, следуя экоповестке, ряд продовольственных магазинов тестировал использование многоразовых сумок вместо пластиковых пакетов. Покупателей поощряли к этому бонусами. Сейчас это может стать общепринятой нормой.