Актив на Чёрном море: ОСК взяла под контроль экс-партнёра "Пеллы" в Крыму

Автор фото: glava.rk.gov.ru
Автор фото: glava.rk.gov.ru

В марте крымская верфь "Море" перешла под контроль объединённой судостроительной корпорации. Почему у завода не получилось кооперации с "Пеллой"?

В конце марта госкорпорация "Ростех" сообщила, что безвозмездно передала 100% акций феодосийского судостроительного завода "Море" в собственность государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Рыночная стоимость предприятия оценивается в 432 млн рублей.
С 2016 по 2020 год мощности "Моря" арендовала крупная частная верфь "Пелла" из Ленобласти (принадлежит Герберту Цатурову, №72 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). В кооперации эти две компании занялись строительством трёх малых ракетных кораблей "Каракурт" для Минобороны, но партнёрство не сложилось.
СЗ "Море" в советские времена считался одной из крупнейших верфей, где работало до 16 тыс. человек. Он известен прежде всего десантными кораблями "Зубр". Это самое большое в мире судно на воздушной подушке.
"Зубр" может доставить на берег любой сложности до 500 человек десанта, или 10 бронетранспортёров и 140 человек десанта, или восемь БМП и 140 человек десанта. Сейчас на вооружении российского флота находятся два таких судна.
Кроме того, на крымском заводе также производили катера типа "Сарган", многофункциональные водолазные суда и суда на подводных крыльях типа "Комета".

Несложившееся партнёрство

В 2014 году после возвращения Крыма в состав России "Море" национализировали, а в 2015–м на его базе создали ФГУП "Судостроительный завод “Море”".
Годом позже премьер–министр РФ Дмитрий Медведев разрешил частной верфи "Пелла" взять в аренду без торгов недвижимость "Моря". Для этого инвестпроекта "Пелла" учредила в Феодосии управляющую компанию ООО "Каффа–порт". Предполагалось, что верфь из Ленобласти вложит в переоснащение "Моря" около 1 млрд рублей, а также передаст часть заказов, в том числе для Минобороны РФ.
На крымской верфи началось строительство малого ракетного корабля проекта 22800 "Каракурт" (два других в это же время заложили на верфи "Пелла" в Отрадном). По оценкам экспертов, на тот момент стоимость одного "Каракурта" составляла 5–6 млрд рублей. Обсуждалась и возможность передачи части активов "Моря" в собственность "Пеллы".
Но сотрудничества не получилось. Уже в 2017 году на предприятии прошло выездное заседание федерального правительства, по итогам которого было принято решение преобразовать ФГУП в АО и включить его в состав госкорпорации "Ростех". А впоследствии "Море" подало несколько исков к "Пелле" и её дочерним компаниям, требуя взыскать миллионы убытков.
Часть из них "Пелла" погасила в рамках мирового соглашения в арбитраже, некоторые ещё рассматриваются судом. Заложенные под телекамеры три корабля ещё не достроены, причём феодосийский "Каракурт" отбуксировали для достройки в Ленобласть. Причины разрыва официально никогда не пояснялись. В пресс–службе "Пеллы", так же как и "Моря", не стали комментировать их и на этот раз.
"Пелла" сегодня находится в сложном положении: идут суды о признании компании банкротом, а один из её активов — ООО "Пелла–Стапель" — уже приобретён мурманской группой "Норебо".
Ранее у "Пеллы" возникали сложности с получением денег от Минобороны. Соответственно, "Море" не получало оплату за выполненные работы, предполагает руководитель отдела аналитики "ПортНьюс" Виталий Чернов.
"На мой взгляд, передача предприятия в ОСК позволит снизить риски подобных ситуаций, поскольку у корпорации больше возможностей как для финансирования проектов, так и для встраивания завода в кооперационную цепочку. ОСК на заводе, как я понимаю, будет строить корабли и суда третьего и четвёртого рангов, а также развивать композитное и алюминиевое направления", — отмечает эксперт.
До 2019 года у "Пеллы" был устойчивый бизнес по строительству малых ракетных кораблей. Но желание заняться крупными проектами после получения контракта от Росморпорта на ледокол подорвало финансовую устойчивость "Пеллы", полагает начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Купленная в Германии верфь, где был заложен российский ледокол, из–за коронавирусного локдауна обанкротилась, сорвав выполнение контрактов. В результате Росморпорт может передать контракт другим исполнителям, добавляет он.
"С учётом валютных курсов и цен на металлы и оборудование стоимость ледокола становится в 2 раза выше, чем зафиксированная в контракте с Росморпортом. Видимо, поэтому “Пелла” теперь экономит оборотные средства, оплачивая поставщикам счета только под угрозой банкротства. И обеспечивать модернизацию крымского завода "Море" ей под новые заказы будет сложно. Из–за чего актив передали профильной ОСК, способной реализовать инвестиционную программу и продолжить выпуск “Каракуртов”", — предполагает Дмитрий Кумановский.
При этом, по его мнению, "Пелла", скорее всего, продолжит достраивать свои МРК "Каракурт". Во всяком случае, если не случится её банкротства.

Новые горизонты

После передачи "Моря" на баланс "Ростеха" государство поставило задачу поддержать производство, сообщили в госкорпорации. "Мы её выполнили, нам удалось сохранить на плаву этот актив, не допустить его закрытия. Безвозмездная передача акций ОСК позволит продолжить модернизацию и развитие производственных мощностей", — передал через пресс–службу первый заместитель гендиректора "Ростеха" Владимир Артяков.
В свою очередь, в ОСК полагают, что феодосийская верфь станет значимым элементом судостроительного кластера, который корпорация формирует в Крыму.
"Наступает момент, когда завод полноценно войдёт в большую корабельную семью ОСК, начнёт осваивать её производственные процессы. Будущее “Моря” — это перспективные направления композитного и алюминиевого судостроения. Кроме того, завод может получить часть заказов по линии гособоронзаказа, в первую очередь в части кораблей и судов 3–го и 4–го рангов", — цитирует пресс–служба гендиректора ОСК Алексея Рахманова. Комментировать планы более подробно там не стали.
Руководство СЗ "Море" на своём сайте обозначило новый этап как импульс в развитии завода. Там отмечают, что в планах у предприятия — модернизация судоподъёмных мощностей, а также очистка акватории от накопившихся иловых отложений, что позволит расширить номенклатуру заказов.
"Идёт проработка планов технологического развития, формирование портфеля заказов на долгосрочную перспективу, в том числе строительство рыболовецких сейнеров, возобновление строительства скоростных пассажирских судов и других перспективных направлений", — отмечают на верфи.
Уставный капитал АО "Судостроительный завод “Море”" составляет 1,25 млрд рублей, говорится в данных Rusprofile. С апреля 2021 года врио его гендиректора назначен Александр Казаросян. В 2020 году выручка АО составила 892 млн рублей, при этом компания закончила год с убытком 284 млн.
Если раньше будущее "Моря" рассматривалось исключительно в контексте военного кораблестроения, то сейчас политическая повестка изменилась, говорит источник, знакомый с ситуацией: "Море" вполне могут загрузить и гражданскими заказами. Кроме того, не исключено и возрождение самого известного проекта крымской верфи. В конце 2021 года СМИ сообщали, что Россия намерена разработать новый корабль на воздушной подушке типа "Зубр". В числе прочего он должен уметь транспортировать также ракетные комплексы.