Престиж без экспорта: геополитика помешает продвижению петербургской культуры

Автор фото: Сергей Коньков

Смольный подготовил новую редакцию программы "Развитие сферы культуры в Санкт–Петербурге" до 2027 года.

Основные усилия Смольный собирается направить на "продвижение культурного потенциала Петербурга в стране и за рубежом, обеспечивающего не только развитие и закрепление статуса Петербурга как культурной столицы, но и привлечение в экономику прямого дохода". Для этого есть два направления: повышение престижа местной культуры, а также творческой деятельности. На них в общей сложности собираются выделить около 9,3 млрд рублей.
Первыми в списке мероприятий для повышения престижа значатся праздники и общегородские мероприятия. Укреплять имидж культурной столицы планируют, в частности, акцией "Георгиевская ленточка" (12 млн рублей за 6 лет), празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне (34 млн рублей), фестивалем "Почётные граждане" (62 млн рублей), а также событиями на районном уровне.
В актуальной версии программы на все эти цели в текущем году предусмотрено 974 млн рублей. В новой редакции, которая проходит антикоррупционную экспертизу, сумма увеличена до 1,6 млрд. В целом деньги внутри немного перераспределят. Например, финансирование Дня Победы предлагают чуть сократить. Поддержка Международного культурного форума увеличивается (с учётом того, что в прошлом году он просто не состоялся). Правда, если раньше в списках участников красовались Великобритания, Дания, Италия, Польша и Литва, то сейчас на сайте форума пока присутствует одна Россия.
Изменились не только суммы, но и их обоснование. В действующей сейчас редакции продвигалась концепция "экспорта услуг". Подразумевалось, что учреждения культуры могут зарабатывать на сотрудничестве с зарубежными странами. И если это направление развивать (повышая престиж петербургской культуры), увеличится приток денег извне. В обосновании чиновники приводят в пример международную конференцию "Ландшафтный дизайн города" и архитектурно–градостроительные конкурсы.
В новой версии понятия "экспорт" просто нет. В обосновании вложений в престиж появилась новая идея: культурное и историческое наследие — важнейший экономический ресурс сам по себе. Соответственно, повышение престижа петербургской культуры и творческой деятельности должны, по замыслу авторов, привлечь в экономику города "прямой доход". События, повышающие престиж, одновременно укрепляют любовь к родине и государству, нравственные устои и всеобщее уважение к истории России, отмечают авторы поправок. Впрочем, много сказано и про международное культурное сотрудничество.
Как и во всякой программе, предусмотрена система индикаторов для измерения эффективности вложения миллиардов. Это доля населения, которое "участвует в событиях, посвящённых значимым событиям российской истории и культуры, развитию сотрудничества в сфере культуры". Плановые показатели — 82–87%. Учитывается и увеличение количества мероприятий в сфере культуры, проведённых за пределами Петербурга. Сейчас предполагался ежегодный рост количества событий в 3 раза. В новой версии постановления — сохранение "один к одному" в 2023–м, увеличение вдвое в 2024–м, и только потом — втрое.
Эксперты СЗИУ РАНХиГС отмечают, что оценивать планы городского правительства можно как с точки зрения пользы для внутреннего потребления, так и через призму международной политики.
"Это не банковский вклад или инвестиция в бизнес, когда есть очевидные параметры, по которым можно провести расчёт. Но эффективность вложений в культуру можно оценить по экономическим показателям и по широкому спектру неэкономических, — говорит доктор социологических наук Альбина Бесчастная. — В первом случае это рост количества посетителей и продаж билетов в музей, на выставку, в театр. Таким может быть отклик на реставрацию, обновлённый репертуар, современную интерактивную экспозицию. Среди неэкономических показателей: повышение общего культурного уровня населения, снижение преступности, снижение детского суицида, уровня агрессии, увеличение уровня, качества и продолжительности жизни человека".
Усиленная поддержка патриотических событий, направленных на утверждение ценностей, консолидацию больших масс людей, логично для государства именно сейчас, отмечает эксперт.
Её коллега по университету экономист Екатерина Кузнецова напоминает, что на мировом уровне культура — это инструмент коммуникации и "умной силы".
"Финансовая поддержка культуры важна в любые времена, — говорит она. — Какие бы события ни происходили в России и в мире, наша страна всегда была и будет частью мировой культуры. Да, существует скепсис в отношении концепции smart power. И всё же произведения Чайковского сопровождают, например, наших олимпийцев в самых острых жизненных моментах. Эта музыка вызывает недвусмысленные ассоциации с Россией и при этом является общемировым достоянием".
Кроме того, эксперт отмечает, что конференции, праздники и фестивали не только помогают потратить деньги, но и вовлекают в культурный процесс разных людей: от профессионалов до совершенно случайных. Как раз это помогает повысить престиж культуры и расширить её влияние.
"Культурное и историческое наследие может стать для города и для страны в целом важнейшим экономическим ресурсом. И здесь речь идёт не только о туристическом потенциале. Но и о формировании образа будущего", — резюмирует Кузнецова.
Историк искусства Сергей Подстаницкий признаёт, что влияние на уровень культуры и ценности людей измерить цифрами сложно. В целом этому направлению сколько денег ни дай — всегда будет недостаточно.
"Могут ли окупиться средства, вложенные в “повышение престижа петербургской культуры”, зависит от того, как именно их используют. Пиар того, что все и так знают в России и мире, например Эрмитажа, Мариинки, не имеет особого смысла. А вот если деньги будут потрачены на мероприятия, фестивали — это эффективно. На петербургские события охотно приезжают люди со всей страны", — рассуждает эксперт.
Однако за увеличением финансирования часто стоит усиление контроля. Если государство больше вкладывается в культуру, праздники и события — возрастает и его роль в этом. За этим могут стоять определённые риски.
"Эффект зависит и от того, что город, государство ожидают взамен. Если жёстко цензурируют искусство и требуют от художника только политически ангажированных выступлений, то это неблагоприятное развитие событий. Если же деньгами просто поддерживают интересные, качественные проекты, то здесь финансовое участие государства замечательно", — считает Сергей Подстаницкий.