Оставшимся без западных брендов ТЦ не избежать убытков

Автор фото: Сергей Ермохин

Торговые центры Петербурга ждут решения зарубежных fashion-компаний об их дальнейшей работе в стране.

Из–за приостановки работы многих зарубежных брендов одежды, обуви, аксессуаров и детских товаров трафик в петербургских торговых центрах в ближайшее время может снизиться на 25–30%.
Так, в городских ТЦ на данный момент не работают магазины Inditex (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterqüe), H&M, Women'Secret, Adidas, Mothercare, IKEA, Mango, Vans, Sephora.
Сеть Uniqlo приостановит работу магазинов с 21 марта. Кроме того, из–за отмены зарубежных премьер серьёзно упал трафик в кинотеатрах города, большинство которых также находится в торговых центрах. Представители ТРК "Лето", ТК "Невский центр", пресс-службы "МЕГИ" пока не готовы говорить о последствиях приостановки работы зарубежных компаний и не ответили на запрос "ДП".
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская уточняет, что иностранные бренды занимают в ТЦ порядка 20–30%. Их уход либо приостановка деятельности дадут определённое снижение трафика и падение доходов торговых центров в моменте, потому что часто условия по аренде включают в себя проценты от оборота магазина. При этом договоры заключаются на длительный срок, поэтому полностью уйти без определённых выплат в сторону ТЦ может не получиться.
Директор по развитию инвестиционного агентства NEO Александр Волков добавляет, что у большинства качественных ТЦ довольно жёсткие договоры аренды, которые предусматривают, что арендатор не может съехать в одночасье и должен от 3 до 6 месяцев оплачивать аренду. Кроме того, у хороших торговых комплексов есть довольно большой лист ожидания, поэтому они не сильно потеряют в деньгах.
Как рассказал управляющий ТЦ "Смайл" Алексей Попиков, закупочные цены для арендаторов сейчас выросли в среднем на 30%. По его прогнозам, потери торговых центров, где были представлены европейские бренды, составят до 40%. При этом покупательская активность снизится на 20%.
По данным управляющего директора Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олега Войцеховского, в среднем международные бренды уровня Zara, H&M, Vans, Pandora и др. занимают около 15–30% площадей в ТЦ Санкт–Петербурга. При этом пока заявлений о разрыве договоров аренды нет, рынок находится в состоянии ожидания, уверяет руководитель департамента продажи и аренды коммерческой недвижимости федеральной компании "Этажи" в Петербурге Сергей Каратаев.
"На рынке преобладают эмоции, и один из самых ярких примеров того — это выросший спрос на гречку и сахар, нечто схожее происходит и в торговых центрах. Любой кризис в нашей стране приводит к активизации покупателей, а риски ограничений — к ажиотажному спросу, когда скупаются товары тех брендов, которые заявили о скорой приостановке своей деятельности, поэтому в моменте торговые центры в трафике только выиграли от такой ситуации", — отмечает Каратаев.
Олег Войцеховский добавляет, что на пике закрытия трафик и продажи существенно выросли, а во многие магазины были гигантские очереди: "Для некоторых торговых центров ряд арендаторов являлись трафикообразующими. Но в целом при грамотном управлении и сбалансированном представительстве разных торговых марок и брендов трафик в торговых центрах не должен существенно снизиться. Хотя, конечно, текущая ситуация на него повлияет".

Мечта малого бизнеса

Эксперты уверены, что сложившаяся ситуация сможет помочь выйти на рынок ретейла местным производителям. Президент РСТЦ Дмитрий Москаленко уверен, что представители российских брендов и зарубежные производители, которые хотят расширить бизнес, смогут претендовать на арендные площади в случае их освобождения. Однако на это уйдут месяцы, в течение которых торговые центры будут нести убытки.
Создатели локальных брендов давно мечтают выйти в торговые комплексы, однако для этого им придётся выстроить коммуникацию с арендодателями. Основатель агентства Lebedeva.Consulting Елена Лебедева указывает, что представлять консолидированно интересы небольших локальных ретейлеров в этом вопросе некому, а торговые центры ещё совсем недавно не были заинтересованы заключать договоры либо с начинающими ретейлерами, либо с сетями на 5–10–20 магазинов, не имеющими больших инвестиций.
"Торговым центрам, если они согласятся принять таких арендаторов, придётся перестраивать свою политику, возможно, снижать пороги требований, и неясно, пойдут ли они на это. Но однозначно малый бизнес не получит таких выгодных предложений по аренде, как Zara и другие раскрученные бренды, без сильной административной поддержки", — говорит Елена Лебедева.

Они не пройдут

Крупные российские массмаркет–бренды не шьют одежду в России, например у Melon Fashion Group (Zarina, befree, Love Republic и Sela) офис расположен в Петербурге, производство — в Китае. Обороты локальных брендов не настолько велики, чтобы инвестировать в серьёзный рост и развитие, увеличение ассортимента и открытие монобрендовых магазинов: полный цикл производства одежды небыстрый и недешёвый процесс. И это уже не говоря о том, что в открытие магазина в ТЦ придётся вложить немало денег. Алексей Попиков считает, что центры не станут увеличивать объёмы площадей для локальных брендов только из–за потери арендаторов. Есть зарубежные игроки из Китая и Турции, которые готовы прийти на российский рынок. Отечественные бренды, скорее всего, будут предлагать свои услуги, но могут не потянуть условия, на которых работали западные.
"Чтобы в торговые центры могли прийти такие бренды, как наш или наших коллег, необходимы серьёзные программы поддержки для бизнеса, которые одномоментно проработать не получится. По опыту пандемии мы помним, что получить поддержку в принципе непросто. Денег на это выделяется мало, хотя заявок поступает очень много. Возможность кредитования сейчас по выросшим ставкам вряд ли доступна, и поиск инвесторов в связи с нестабильной ситуацией тоже под вопросом, будем работать, пробовать адаптироваться и развиваться, что из этого выйдет — узнаем через год–два", — отмечает Ася Когель, основательница модного дома KOGEL Fashion House.
Тем не менее вряд ли стоит ожидать массового закрытия ТЦ. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская отмечает, что бренды будут заменены отечественными или другими зарубежными, уже работающие могут расширить площадь. Возможно, в Россию могут прийти и турецкие fashion–компании, пока у нас представлено лишь два крупных турецких бренда — Koton и LC Waikiki. Основные опасения вызывает спрос, который сейчас будет резко снижаться из–за роста цен.