Иностранный бизнес прощается, но не уходит из России

Автор фото: Михаил Тихонов

Большинство иностранных компаний, заявивших об уходе из России, пока не распускают персонал. Это значит, что они собираются вернуться. В любом случае, говорят эксперты, их закрытие не повлияет на уровень безработицы. Ущерб только политический.

Уже известно о планах нескольких десятков крупных иностранных компаний временно остановить деятельность в России. Большинство заявляют, что продолжат поддерживать своих сотрудников в течение ближайших месяцев, но более конкретной информации не сообщают.
Кремль на днях выразил надежду, что последствия исхода западных компаний не станут критичными. "Всё–таки будем надеяться, что не миллионы людей останутся без работы, а меньше", — заявил пресс–секретарь президента Дмитрий Песков. Одновременно власти рассматривают идею вводить внешнее управление в компаниях, ушедших из России и принадлежащих иностранцам как минимум на 25%. Внешняя администрация может быть введена, если руководитель или "иные органы управления" фактически прекратили свою работу.
Как рассказали "ДП" в петербургском комитете по труду и занятости населения, пока ни одна компания, сообщавшая о приостановке деятельности, не уведомила Службу занятости о сокращении работников. Информации о массовом увольнении работников по собственному желанию тоже нет. В основном они пока продолжают платить зарплату и не увольняют сотрудников. Несколько компаний (в основном автомобильные заводы) уведомили о простое официально (на время простоя за работниками сохраняется не менее 2/3 заработной платы).
В Петербурге отмечается самый низкий в стране показатель безработицы — 1,6%. Зарегистрированных безработных на учёте состоит менее 17 тыс. На данный момент их количество не растёт. Глава комитета Дмитрий Чернейко накануне отметил, что ситуация на рынке труда остаётся спокойной, количество безработных с начала этого года постоянно снижается. Он нашёл положительные моменты ухода иностранных компаний.
"Закрывается “Макдоналдс”? Отлично! У нас есть “Теремок” — хорошее сетевое решение. Можно что–то ещё сделать? Можно. Мы научились за эти 8 лет производить достаточное количество мяса? Научились, даже хорошего качества", — заявил Чернейко.

Пиво с табуретами

Пожалуй, самый большой резонанс вызвала новость о приостановке работы "Икеи". В комитете по труду и занятости населения Ленинградской области отметили, что с 4 марта компания приостановила работу двух торговых объектов на территории региона на срок до 31 мая 2022 года. "Несмотря на приостановку торговли, сотрудники продолжат работу с сохранением заработной платы. Уведомлений об увольнении либо сокращении от компании не поступало. На торговых предприятиях “Икеи” занят 1491 человек. “Икеа Индастри Тихвин” также заявила о приостановке деятельности с сохранением рабочего коллектива до 31 марта 2022 года. На предприятии занято около 1 тыс. человек. По информации организации, во время простоя будет выплачиваться 100% зарплаты работника, пропорционально времени простоя", — сообщили там.
Также накануне датская пивоваренная корпорация Carlsberg сообщила, что прекратит производство и продажу пива под своим брендом в России, а принадлежащие ей заводы "Балтика" будут выделены в отдельный бизнес. В компании уверяют, что все обязательства перед сотрудниками будут соблюдены. Концерн Heineken сообщил накануне, что отказывается от получения финансовой выгоды от операционной деятельности своего российского подразделения. Одновременно Heineken приостановит производство и реализацию пива под брендом Heineken в России. При этом все заводы, операционные и коммерческие подразделения компании на территории страны продолжат работать в штатном режиме.
"Более 20 лет сотрудники компании в России были и остаются значимыми членами бизнес–семьи Heineken. Нашим приоритетом остаётся забота о безопасности и благополучии сотрудников и их семей, а также выполнение обязательств перед клиентами, партнёрами и потребителями", — рассказали в компании, не вдаваясь в подробности.

Булки с сигаретами

О сокращении производства в России заявил Philip Morris. В компании уточнили, что продолжат выплачивать зарплату своим российским сотрудникам. Приостановку производства и продаж в стране также анонсировали в табачной компании Imperial Brands. "Компания не закрывает юридические лица в России, сохраняет рабочие места и выплаты сотрудникам", — заявили в ООО "Империал Тобакко Продажа и Маркетинг". В Fazer сообщили, что все хлебозаводы компании (три в Петербурге и один в Москве) не прекращают деятельность, продолжают работать в обычном режиме и поставлять хлебобулочную продукцию в магазины. Варианты ухода с рынка прорабатываются, локальная команда разрабатывает план действий с фокусом на сохранение операций и рабочих мест. Всего в компании работают 2300 человек, из них 1600 в Петербурге. Задержек с выплатами сотрудникам нет. Около 200 сотрудников по Петербургу работают в ООО "Валио". Производитель молочной продукции отметил: "Обязательства перед клиентами, партнёрами и сотрудниками выполняются без изменений до финализации плана выхода Valio Group c российского рынка".

Изучили резюме

В пресс–службе hh.ru Северо–Запад рассказали, что с начала периода санкционного давления ряд компаний, головные офисы которых имеют иностранное происхождение, приостановили публикацию вакансий на job–сайтах либо начали закрывать вакансии, делая их невидимыми для соискателей. Некоторые оставляют вакансии видными, поручая общение с соискателями своим HR. А кто–то пока наблюдает за ситуацией.
Однако некоторые изменения проследить можно. С начала недели чуть больше 600 петербуржцев, у которых указано в резюме, что они имеют опыт работы в "Макдоналдсе", обновили их на hh.ru. Соискатели, имеющие рабочий стаж в компании Coca–Cola, обновили или разместили чуть более 380 резюме в Петербурге. Около 400 резюме обновили соискатели с опытом работы в "Икее". Чуть более 120 резюме было обновлено соискателями со стажем работы в H&M. Но в целом уровень конкуренции в норме, она составляет порядка 4–5 резюме на одну вакансию.

Резкие на словах

Пока поводов для серьёзных потрясений на рынке труда нет, говорят эксперты. Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&CAgency, считает, что в случае массовых сокращений и закрытий могут сработать меры поддержки от государства. Звучат предложения о национализации структур, из которых уходит иностранный капитал. "В таком случае российское государство сможет не только сохранить рабочие места, но и серьёзно стимулировать импортозамещение, развитие экономики страны", — подчёркивает Самойленко.
Компании, которые захотят сохранить персонал, могут перенаправить специалистов на другие направления. Например, если закрываются только магазины, но остаются онлайн–площадки, сотрудникам могут предложить работать в этом юрлице, также возможно увеличение количества занятых в логистике и доставке. Эксперты, с которыми пообщался "ДП", сомневаются, что иностранные компании пойдут на радикальные меры и попрощаются с российским рынком. Их заявления об остановке продаж, производства и другой деятельности — это скорее попытка выразить протест решениям властей, с которыми в компаниях могут быть не согласны. Кроме того, это проявление заботы о своём имидже на мировом уровне.

Как в 1990–е

В реальности же массовые увольнения дорого обойдутся самим компаниям. Если, уйдя из страны, фирма спустя время решит вернуться, издержки по поиску новой рабочей силы будут высокими. Гораздо дешевле отправить сотрудников в отпуск. "В этом случае мы будем иметь дело с феноменом трудоизбыточности, при котором работников на неопределённый срок отпускают в свободное плавание, номинально сохраняя за ними рабочие места. Работодатель так экономит издержки на последующий наём, а работник по–прежнему ощущает себя частью крупной компании, но может реализовываться в чём–то ином", — пояснила доцент Высшей школы производственного менеджмента СПБПУ Алина Каньковская. Подобный опыт у российского рынка труда уже был в конце 1990–х, когда наблюдались масштабные банкротства компаний. Следом по такому же пути пошли во Франции, где модель взаимоотношений между начальством и сотрудниками была сродни российской. "Такой способ оказался рабочим в городах, где предприятия высвобождали большое количество сотрудников. В некоторых же странах организации пошли по принципу шоковой терапии, но совершили ошибку: массовые увольнения вывели людей из лояльности к компаниям. Привели к депрессиям и суицидам на этой почве", — добавляет Алина Каньковская.

У нас всё хорошо

Впрочем, даже при самом негативном сценарии (если предприятия закроются и перестанут обеспечивать городу рабочие места) масштабной безработицы не возникнет, уверен директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Курячий. Она будет наблюдаться волнами в разных сегментах в короткие промежутки времени, и причина этого понятна: у большинства людей нет денег, чтобы позволить себе не работать. Уходя с рынка, предприятия дадут стимул для открытия новых бизнесов. А потеря рабочих мест в одном сегменте автоматически спровоцирует создание их в другом. Например, если появится проблема с продажей новых автомобилей, то вырастет спрос на ремонт старых авто, рынок перестроится на китайские запчасти.
"В начале пандемии мы боялись, что люди, потерявшие работу, не смогут её найти. Но практика показала, что они делают это очень быстро. Соискатели понимали, в каких сегментах будут проблемы, там предложение с их стороны улетучивалось, зато появлялось в других", — говорит эксперт. В отдельных сегментах рынку понадобятся месяцы, чтобы отреагировать на уход компаний, в некоторых — годы.
Директор филиала Северо–Запад Российско–Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко отметил, что 95% немецких компаний продолжают работу. Некоторые организации (в основном из сферы консалтинга) даже хотят нанимать персонал.
Ассоциация европейского бизнеса, Американская торговая палата в России, Евразийская экономическая комиссия отказались от комментариев.
Рынок труда достаточно инерционный, и изменения в поведении работодателей обычно становятся заметны не сразу. Последние полтора года наблюдался существенный кадровый дефицит. В особенности ощущалась сильная нехватка "синих воротничков" и IT–специалистов, поэтому по инерции многие работодатели не закрывали наём. Кроме того, многие рассчитывают расширять деятельность организаций за счёт импортозамещения, сейчас на рыночную ситуацию влияют несколько разнонаправленных факторов. Что касается компаний, заявивших о выходе, мы видим примеры тех, кто сократил наём, отказывает кандидатам на этапе оффера. Но также по ряду компаний количество размещённых вакансий на текущий момент не изменилось. В части этих предприятий нужно разделять способы приостановки деятельности: кто–то временно закрывается и не распускает персонал, сохраняя 2 / 3 или даже полную заработную плату, некоторые компании сокращают расходы на маркетинг и отказываются от расширения. Поэтому планы в части персонала у них могут отличаться. На текущий момент пока незаметны признаки того, что компании массово сокращают персонал, и количество соискателей остаётся соответствующим сезону. Предположительно, большинство компаний, заявивших о приостановке деятельности, заняли выжидательную позицию.
Юрий Михеев
руководитель департамента аналитики "Зарплаты.ру"
План закрытия магазинов находится в разработке, магазины сети пока открыты, подразделения продолжают работать. Сейчас для нас основной приоритет — забота о персонале. Мы запустили телефонную горячую линию, по которой сотрудники могут связаться со службой персонала и получить ответы на частные вопросы или психологическую поддержку. Также мы консультируем их по поиску работы, помогаем написать резюме и предоставляем рекомендательные письма. В любом случае в отношении персонала наша компания будет соблюдать законодательство на 100% и обеспечит все полагающиеся сотрудникам выплаты.
Марита Коскинен
генеральный директор сети финских супермаркетов Prisma
Ковид оказался психологической прививкой для работодателей. Помня опыт прошлых лет, они заняли выжидательную позицию и не спешат сокращать зарплаты и избавляться от персонала. Если после объявления локдауна активность работодателей упала больше чем на 70% за первые 2 месяца, то сейчас, спустя 2 недели, она снизилась всего на 25%. Люди тоже не торопятся рассылать резюме. Как и в любой кризис, они держатся за своё место, боясь уходить в неизвестность. Правительство обещает помощь — понятно, что её не будет, но есть надежда, что мешать бизнесу на время станут меньше.
Алексей Захаров
основатель SuperJob