Общественные пространства в ближайшем будущем будут оказывать всё большее влияние на жизнь Петербурга, уверены эксперты, опрошенные для спецпроекта "ДП" "Контуры будущего".
Парадигма "дом-работа-дом" отживает своё, появляются новые формы занятости, например, удалёнка. Одновременно растёт значимость третьего места — того, где мы будет проводить значительную часть времени.
По данным портала Retrogradu.net, сегодня в Петербурге около 50 общественных пространств, но крупных, которые могут привлекать трафик со всего города, единицы — Новая Голландия и Севкабель. Основная часть общественных пространств расположена в центре города. В спальных районах в среднем насчитывается по три общественных пространства, причём в основном это небольшие площадки. "Общественные пространства выполняют очень важную роль городского социального коммуникатора. Это территория позволяет удовлетворить запрос горожан на отдых, общение и обмен информацией, ежедневные занятия спортом", — говорит гендиректор ООО "Бонава Санкт-Петербург" Мария Черная.
На город с пятимиллионным населением этого явно мало. "Самому Петербургу не хватает общественных пространств в принципе. В том числе с видами на воду — таковых практически нет. Также существующие пространства друг от друга оторваны — перемещаться между ними неудобно. В отличие, например, от Москвы, где можно весь центр пройти пешком или проехать на велосипеде/самокате через парки и общественные пространства — они или рядом, или неподалёку друг от друга", — отмечает коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.
Общественные пространства нужны и бизнесу, и жителям. "С одной стороны, они дают возможность интегрировать бизнес-проекты в городскую среду, стать ближе к жителям. С другой — в районах появляются комфортные, атмосферные места, где можно отдыхать или работать в пешей доступности от дома. Именно таким мы хотим сделать общественное пространство в нашем новом проекте в районе Гражданки", — рассказывает гендиректор "Отеля Введенский" Андрей Ткачев.
Драйверами будущих изменений станут девелоперы, город и сами горожане. "Сейчас, спасибо конкуренции, девелоперы понимают, что нужно делать гораздо больше, чем положено по нормативам. И на окраинах будут появляться новые пространства — где-то это будет дополнительный парк, где-то — образовательные кластеры или зоны для отдыха родителей с детьми, спортивные площадки или пространства для танцев, что сейчас очень популярно, кто-то будет стараться сделать всё вместе", — уверен заместитель председателя правления "Охта Групп" Дмитрий Киселев.
"Число общественных пространств будет расти, потому что на них появился запрос горожан, особенно этот процесс ускорился в пандемию. Парки и ТРЦ останутся точками притяжения для проведения свободного времени, но именно общественные пространства объединяют множество функций в одном месте — рекреационную, образовательную, спортивную, гастрономическую», — считает руководитель отдела по связям с органами госвласти "СПб Реновация" (группа "Самолёт") Дмитрий Михалев.
По мнению девелоперов, в будущем общественными пространствами смогут стать петербургские набережные. "В городе более 150 км набережных, которые, к сожалению, используются сегодня исключительно как транспортные коридоры, у горожан нет никакого желания проводить там время. При этом выход к воде — это уникальная географическая особенность нашего города, её нужно обязательно использовать на благо жителей и туристов", — полагает Мария Черная.
Кроме того, в Петербурге давно не делали новых крупных парков, хотя площадь кварталов массовой жилой застройки существенно выросла за последние 20 лет. Для наиболее крупных частей города районных парков может быть и два, и три. "При этом и существующие "районные парки" во многом устарели, их реконструкция иногда прямо-таки напрашивается", — добавил руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.
С учётом особенностей климата вероятно были бы востребованы и общественные пространства крытого типа, которые можно увидеть, например, в Сингапуре в составе проекта Gardens by the Bay или в новой очереди аэропорта Чанги. Однако проекты такого типа особенно дороги в создании и эксплуатации.